Назад к публикации

Анастасия Василенко прокомментировала постановление Конституционного Суда: муниципальные образования вправе требовать компенсацию за бесплатную перевозку детей из соседних муниципальных округов в школы на своей территории

Конституционный Суд РФ рассмотрел дело о проверке конституционности ч. 2 ст. 40 Закона об образовании в Российской Федерации, в соответствии с которой организация бесплатной перевозки школьников между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных учреждений. Поводом к рассмотрению послужила жалоба администрации муниципального образования – городского округа город Сибай Республики Башкортостан в связи с обнаружившейся неопределенностью в оспариваемом положении. 

Так, Сибайский городской суд отказал прокурору в требовании возложить на городскую администрацию обязанность по организации бесплатной перевозки детей из другого муниципального образования для обучения в школах данного поселения в связи с недоступным для пешеходов расстоянием между ними. 
  
Из материалов дела следует, что после закрытия школы в одной из деревень Баймакского района республики родители несовершеннолетних обратились с заявлением об их принятии в образовательные организации, находящиеся на территории городского округа Сибай. Эти заявления были удовлетворены. 

Суд первой инстанции пришел к выводу, что возложение обязанности по организации бесплатной перевозки детей, проживающих в одном муниципальном образовании, на администрацию другого муниципального образования, где расположены школы, в которых обучаются эти дети, повлечет нецелевое расходование бюджетных средств, то есть создаст для одних граждан более благоприятные условия за счет ограничения прав и интересов других, что недопустимо. В этой связи школьникам было предложено продолжить обучение в образовательных учреждениях села Старый Сибай Баймакского района, к которому относится их деревня. 

Однако это решение было отменено судом апелляционной инстанции, который согласился с доводами прокурора о том, что расстояние от деревни до школ в селе Старый Сибай превышает расстояние до школ в городе Сибай. В передаче кассационной жалобы сибайской администрации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам ВС РФ было отказано. 

Рассматривая жалобу, Конституционный Суд РФ напомнил, что критерии территориальной доступности общеобразовательных организаций конкретизированы в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях». Если расстояния, указанные в документе, превышаются, то необходимо организовывать транспортное обслуживание до общеобразовательной организации и обратно. 

Подчеркивается, что бесплатная перевозка обучающихся в муниципальных образовательных организациях представляет собой специальную форму обеспечения территориальной доступности образовательных организаций, рассчитанную на ситуации, когда на конкретной части территории муниципального района или городского округа отсутствует возможность обеспечения территориальной доступности образовательной организации иным образом. 

Учитывая вышесказанное, Суд постановил, во-первых, признать ч. 2 ст. 40 Закона об образовании соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой ею предполагается обязательность организации бесплатной перевозки учеников, когда возможность осуществления их права на получение общего образования существенно затруднена или не может быть обеспечена. 

Во-вторых, признать это законоположение не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно возлагает на учредителя школы, в которой обучаются лица, проживающие в другом муниципальном районе, организацию их бесплатной перевозки до школы и обратно за счет средств своего бюджета. При этом Суд указал, что данный пункт постановления подлежит применению только с 1 июля 2018 г. 

Кроме того, по решению Конституционного Суда РФ Федеральному Собранию и Правительству РФ надлежит внести изменения в законодательство, направленные на установление надлежащих нормативных условий осуществления полномочия по организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, а также источников и порядка финансирования указанной деятельности. 

Уточняется, что субъекты РФ не лишены возможности принять меры по финансовому обеспечению осуществления данного полномочия муниципальных районов и городских округов. На этом основании сибайская администрация вправе обратиться с требованием о возмещении Баймакским районом Республики Башкортостан расходов на осуществление перевозки обучающихся, проживающих в данном муниципальном районе. 

По мнению руководителя конституционно-правовой практики адвокатской конторы «Аснис и партнеры» МГКА Дмитрия Кравченко, данное постановление представляется логичным и обоснованным. 

«Конституционный Суд справедливо отметил, что главными в соответствующих правоотношениях являются интересы ребенка, имеющего право на обучение. Безусловно, более качественная работа муниципального образования, в ходе которой оно, например, развивает школы, не должна влечь для него негативные финансовые последствия, в том числе в связи с менее качественным выполнением таких же функций соседними муниципалитетами», – считает он. 


Адвокат, юрист практики разрешения споров и медиации юридической фирмы ART DE LEX Анастасия Василенко указала на то, что настоящим постановлением затронут целый пласт проблем, связанных как с образованием в отдаленных районах, так и с задачами, стоящими перед бюджетной политикой.
Эксперт также согласна с тем, что решение нельзя назвать несправедливым. С одной стороны, по ее словам, Конституционный Суд РФ подтвердил, что для учащихся не должно быть никаких препятствий по реализации конституционного права на образование. С другой стороны, учредители школ вправе требовать компенсации за перевозку детей в школы из соседних муниципальных округов.
Она пояснила, что перед законодателем поставлена задача обеспечить физическую досягаемость школ для учащихся и наряду с этим не создавать ситуацию, в которой необходимость обеспечения конституционного права на образование создает дополнительное (иногда и непосильное) обременение для учредителей образовательных организаций.
При этом, уточнила Анастасия Василенко, муниципалитеты также должны быть заинтересованы в привлечении в свои школы учеников, но бюджетирование этому не способствует. В свою очередь, Конституционный Суд РФ отметил, что регионы «не лишены возможности принять меры по софинансированию осуществления данного полномочия».
«Ситуацию, рассмотренную Судом, нельзя назвать распространенной. Тем не менее ее разрешение имеет значение не столько для учеников, сколько для муниципалитетов», – заключила адвокат.