Назад к публикации

Артур Зурабян – о плюсах и минусах личных фондов

Россиянам хотят разрешить создавать личные фонды, которые после их смерти станут наследственными

В Госдуму внесен проект закона № 499538-7, которым предлагается предоставить гражданам возможность создавать в российской юрисдикции личные фонды, которые после их смерти могут стать наследственными.

В соответствии с поправками личным фондом будет признаваться учрежденная гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, преследующая цели управления имуществом фонда. При этом фонды, учреждаемые гражданами или юрлицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, станут именоваться «общественно полезными фондами» и будут противопоставлены личным фондам.

В документе указывается, что все решения, связанные с управлением фондом, принимает учредитель, утверждающий и при необходимости изменяющий устав, условия управления фондом и иные внутренние документы. Кроме того, он может по своему усмотрению определять структуру и персональный состав органов фонда, а также выступать в качестве единоличного исполнительного органа фонда. В случае принятия законопроекта учредитель сможет принимать решение о его ликвидации, а также распределять оставшееся после ликвидации имущество личного фонда. При этом в документе указывается на запрет «соучредительства» и замену учредителя.

В пояснительной записке отмечается, что поскольку физическое лицо, учреждающее личный фонд, передаст этому фонду часть своего имущества, постольку интересам кредиторов данного лица отвечала бы система мер, предупреждающих недобросовестное со стороны их должника выведение активов из-под возможного обращения взыскания.

По мнению авторов законопроекта, такие меры могут быть применены на основе действующих положений законодательства о несостоятельности (банкротстве), так как решение физлица об учреждении личного фонда отвечает всем признакам гражданско-правовой сделки (ст. 153 ГК РФ).

Кроме того, указывается, что законопроект предусматривает субсидиарную ответственность личного фонда по обязательствам своего учредителя в течение трех лет со дня создания фонда. При этом с учетом открытости данных ЕГРЮЛ, в котором в любой момент можно увидеть сведения о государственной регистрации личного фонда, кредиторы гражданина-учредителя будут иметь достаточно инструментов для защиты своих интересов.

В пояснительной записке отмечается, что личный фонд, созданный после смерти учредителя, будет именоваться наследственным. В случае принятия законопроекта такой фонд будет являться наследником, а потому не сможет нести субсидиарную ответственность по обязательствам учредителя.

В то же время в законопроекте указывается, что личный фонд, созданный при жизни его учредителя, будет продолжать свою деятельность после его смерти, при этом именоваться он будет также наследственным. Если поправки примут, лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа личного фонда, будет обязано направить в течение трех рабочих дней со дня смерти учредителя в уполномоченный государственный орган уведомление об изменении наименования личного фонда. При этом вся ранее утвержденная документация не может быть изменена, за исключением, когда управление фондом на прежних условиях стало невозможно по обстоятельствам, возникновение которых при создании фонда нельзя было предполагать, – тогда изменения будут вноситься на основании решения суда.

Авторы поправок предлагают закрепить, что личные фонды, в том числе те, которые были созданы при жизни учредителя и продолжили свою деятельность после его смерти, смогут осуществлять управление своим имуществом как с передачей дохода или иного имущества выгодоприобретателям, так и без передачи (в целях сохранения имущества и увеличения либо сохранения его стоимости). Однако наследственный фонд, создаваемый после смерти учредителя, может управлять имуществом только для передачи выгодоприобретателям личного фонда или отдельным категориям лиц всего имущества фонда или его части, в том числе доходов от деятельности фонда.

Предполагается, что права гражданина-выгодоприобретателя личного фонда не будут переходить по наследству. При этом права выгодоприобретателя-юрлица будут прекращаться в случае его реорганизации, за исключением случая преобразования, если это не противоречит условиям управления личным фондом.

В законопроекте также указывается, что в случае смерти или отказа гражданина-выгодоприобретателя или реорганизации юрлица новые выгодоприобретатели личного фонда будут определяться в соответствии с условиями его управления, в частности они могут быть определены путем подназначения.

В комментарии «АГ» руководитель практик разрешения споров и международного арбитража ART DE LEX Артур Зурабян пояснил, что цель законопроекта – создать российский аналог того механизма, к которому прибегают люди, не желающие оставлять свое имущество конкретному лицу (лицам), но желающие при этом, чтобы оно было использовано на определенные учредителем такого личного фонда цели.
«Первый шаг в этом направлении был сделан летом прошлого года, когда в российском законодательстве появились наследственные фонды, позволяющие распорядиться своим имуществом на случай смерти путем создания специального юридического лица, которое будет управлять имуществом наследодателя в случае его смерти так, как он считает нужным. Данный законопроект делает следующий шаг в этом направлении и позволяет создать аналогичную конструкцию, действующую еще при жизни учредителя фонда. Не исключено, что более чем известные российские бизнесмены, которые рассматривают именно такой вариант распоряжения своим имуществом, не передавая его наследникам (например, Владимир Потанин), распорядятся своим имуществом именно подобным образом», – пояснил эксперт.
Артур Зурабян считает, что плюсом такого института в случае принятия законопроекта может стать прозрачность направления доходов от использования имущества фонда, равно как и четкая идентификация физических и юридических лиц, получающих доход из такого источника. По его мнению, это может быть полезно для контроля за имуществом чиновников, которые передают его в различного рода трасты в иностранных правопорядках, ссылаясь на отсутствие аналогичных механизмов в российском праве. Эксперт добавляет, что при этом функционирование таких фондов (трастов) в других (зачастую офшорных) юрисдикциях исключает контроль российских фискальных органов за доходами от указанного имущества.
«Вместе с тем предлагаемый институт содержит возможные лакуны для злоупотреблений, прежде всего, в рамках банкротных правоотношений. Так, например, гражданин может разделить свои активы на низкорисковые и высокорисковые. Первые – передать в фонд и по факту продолжать предпринимательскую деятельность под прикрытием такого фонда. А вторыми заниматься в рамках существующих организационно-правовых форм юридических лиц. В ситуации, если что-то пойдет не так и высокорисковые активы уйдут в банкротство, имущество фонда может быть выведено из-под ответственности по долгам, так как период субсидиарной ответственности фонда ограничен тремя годами с даты учреждения фонда. При этом после банкротства активы могут быть выведены с фонда на подконтрольных учредителю фонда лиц либо использованы для продолжения предпринимательской деятельности самим учредителем», – заключил Артур Зурабян.