Артур Зурабян прокомментировал заявки Лукойла и Роснефти по участию в разведке и разработке участков норвежского шельфа
Норвежский нефтяной директорат (NPD) объявил список компаний, которые претендуют на участки норвежского шельфа в рамках 23-го лицензионного раунда. Среди заявителей структура «Роснефти» RN Nordic Oil AS, «Лукойла» –Lukoil Overseas North Shelf AS, а также Dea Norge AS Михаила Фридмана и E.On E&P Norge AS, о покупке которой Dea объявила в октябре. Среди конкурентов российских компаний и Фридмана мейджоры: Shell, BP, Chevron, ConocoPhillips, Statoil и др.
Директорат принимал заявки до 2 декабря, итоги будут подведены ближе к лету 2016 г. Разыгрывается 57 участков (и их частей), три из которых расположены в Норвежском море и 54 – в Баренцевом. Запасы участков не раскрываются. Большинство из них мало изучены и для точного определения запасов нужна дополнительная разведка, отметила директор по добыче NPD Сиссель Эриксон (ее слова приводит директорат). При этом 34 выставленных на тендер блоков расположены на недавно открытой территории и большинство компаний подали заявки именно на эти участки, сообщил NPD. Директорат планирует отобрать компании с наилучшими компетенциями и стратегией по разработке участков. Победители должны одновременно иметь техническую экспертизу и обладать глубоким пониманием геологии. NPD также уделит большое внимание финансовым возможностям и опыту претендентов. Приятно видеть, что, несмотря на падение цен на нефть и серьезное сокращение затрат, так много компетентных компаний хотят участвовать в разведке и освоении новых участков норвежского шельфа, радуется NPD.
Представители «Лукойла», «Роснефти» и Dea не ответили на вопросы.
И «Лукойл», и «Роснефть» принципиально заинтересованы в разработке шельфа, объясняет настойчивость аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. «Роснефть» из-за санкций не может разрабатывать участки в российской Арктике, но опыт работы на северном шельфе ей нужен, участие в норвежских проектах – хороший способ его получить, добавляет он. «Лукойл» на арктический шельф пока не пускают, но втайне компания продолжает мечтать о нем, говорит аналитик. Например, недавно «Лукойл» получил лицензию на разработку сухопутной части Восточно-Таймырского участка, что может открыть ему доступ и к шельфовой зоне в будущем. Кроме того, компания сократила бурение в Западной Сибири на 36% и теперь у нее есть деньги на другие проекты, напоминает Нестеров. С учетом последней китайской предоплаты в 1 трлн руб. финансовые возможности есть и у «Роснефти», добавляет он.
В 2014 г., по данным NPD, на норвежском шельфе было пробурено 112 скважин для разведочных работ, они обошлись компаниям в $3,6 млрд. В 2015 г. директорат прогнозирует снижение затрат на разведку до $3 млрд. Инвестиции в разработку в 2015 г. могут составить $6 млрд, оценивал NPD в начале года. Доказанные запасы в Норвегии на конец 2014 г. – 800 млн т нефти и 1,9 трлн куб. газа, по данным BP.
Сроки лицензий на российском арктическом шельфе переносятся, рассказывал министр природных ресурсов Сергей Донской. Виноваты низкие цены на нефть и санкции. Экономика проектов на шельфе Норвегии и арктическом шельфе России совершенно разная: в Арктике себестоимость разработки однозначно выше, объясняет аналитик Газпромбанка Александр Назаров. Кроме того, пока «Роснефть» и «Лукойл» претендуют на участие только в геологоразведке, после обнаружения запасов при низких ценах на нефть они могут и отказаться от разработки, добавляет он. В любом случае компании скорее всего получат миноритарные пакеты и таким образом разделят риски, добавляет Нестеров.