Назад к публикации

Дмитрий Магоня: Несправедливое налогообложение организаторов публичных размещений ценных бумаг - угроза снижения объёмов инвестиций в реальном секторе экономике

Банк России поддержал предложения о необходимости защиты интересов участников рынка ценных бумаг, выработанные при участии ФПА РФ

1 июня регулятор высказал свою позицию относительно проблемы конкуренции эмиссионной документации и договоров, заключаемых между участниками размещения. 

По словам члена Совета ФПА РФ Дмитрия Магони, в настоящее время налоговые органы формируют подходы, блокирующие деятельность инфраструктуры российского рынка ценных бумаг и приводящие к избыточному и несправедливому налогообложению его участников. Кроме того, апробированные и привычные договорные модели признаются незаконными. И делается это именно сейчас, в отношении тех практик, которые не одно десятилетие складывались на рынке и никогда не вызывали нареканий со стороны регуляторов – ФКЦБ, затем ФСФР России, а теперь и со стороны Банка России, который недавно по сути поддержал позицию отрасли в ее споре с налоговиками. 

Ассоциация региональных банков России (АСРОС) в этой связи организовала межведомственный диалог с участием Минфина России, Центробанка и Федеральной налоговой службы РФ. К решению проблем профессиональных участников рынка ценных бумаг была привлечена и Федеральная палата адвокатов РФ. 

30 мая 2017 г. в пресс-центре ТАСС состоялся круглый стол «Проблемы налогообложения участников рынка ценных бумаг», на котором президент ФПА РФ Юрий Пилипенко и президент АСРОС, председатель Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков выступили в защиту интересов участников рынка ценных бумаг, широко представленных на мероприятии. 

Ранее, 12 апреля 2017 г., также при участии ФПА РФ, в Российском государственном университете правосудия состоялось обсуждение проблем налогообложения участников публичных размещений эмиссионных ценных бумаг. По итогам была принята резолюция, направленная в адрес Банка России, Минфина и ФНС России, в которой указывалось на необходимость достижения сбалансированного подхода при применении общих норм гражданского законодательства и норм отраслевого законодательства о рынке ценных бумаг; на необходимость разработки мер по оптимизации документального оформления операций по исполнению договоров, заключаемых между участниками публичного размещения эмиссионных ценных бумаг.

Дмитрий Магоня указал, что одна из названных выше проблем касается конкуренции эмиссионной документации и договоров, заключаемых в ходе организации размещения ценных бумаг между организатором и привлекаемыми им соорганизаторами размещения. По его словам, в основе проблемы лежит подход налоговых органов, которые считают, что такие договоры не влекут правовых последствий, если соорганизаторы размещения не были указаны в документах эмиссии. Эта позиция основана на п. 8.3 приложения 13 к Положению Банка России от 11 августа 2014 г. № 428-П о стандартах эмиссии ценных бумаг. 

Вместе с тем эксперт отметил, что внесение изменений в эмиссионную документацию, обусловленное привлечением каждого нового соорганизатора, повлекло бы за собой неоправданные затраты лишних усилий и, главное, потерю времени, что в условиях меняющейся конъюнктуры рынка ценных бумаг было бы против интересов эмитента и инвесторов. Именно из этого исходили участники рынка, формируя практики, которые десятилетиями не вызывали нареканий у регулирующих и контролирующих органов. 

Еще одной серьезной проблемой Дмитрий Магоня назвал расходы на вознаграждение организаторов размещения ценных бумаг, которые квалифицируются налоговыми органами как экономически необоснованные и документально не подтвержденные, что приводит к нежелательным налоговым последствиям в части исчисления налога на прибыль и НДС. 

По этому поводу АСРОС направила в Центробанк обращение, в котором изложила консолидированную c ФПА РФ позицию, принятую во внимание регулятором. 21 июня Банк России опубликовал информационное письмо, согласно которому норма п. 8.3 Стандартов эмиссии подразумевает, что в решении о выпуске ценных бумаг указываются сведения только о лицах, оказывающих услуги на основании договора с эмитентом. В случае если соорганизаторы действуют на основании соглашения с организатором, а не напрямую с эмитентом ценных бумаг, привлечение соорганизатора не требует внесения изменений в эмиссионные документы. 

Как подчеркнул Дмитрия Магоня, понимание особенностей отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг, а также содержания регулирующих их правовых норм требует внимания всех заинтересованных субъектов: регулятора, фискальных органов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционного сообщества. Это позволит исключить неправильное толкование и применение указанных норм в правоприменительной практике и защитить права участников размещения эмиссионных ценных бумаг, действующих добросовестно.