Назад к публикации

«Качай или плати»: Управляющий партнер ART DE LEX Дмитрий Магоня прокомментировал изданию «Ведомости» принцип доступа российских компаний к услугам транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам России

До 15 сентября компании «Роснефть», «Газпром нефть» и «Газпром» должны представить в Минэнерго и «Транснефть» обновленные графики сдачи нефти и конденсата в трубопроводы Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет на период до 2025 г.

Соответствующее решение было принято 21 августа на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. После этого «Транснефть» составит проект договоров об оказании услуг  на транспортировку нефти, в которых будет предусмотрена оплата этих услуг вне зависимости от количества прокачанного сырья, т. е. с условием «качай или плати». Договоры должны быть заключены в течение 30 дней. В случае, если руководство компаний откажется от подписания документов, профильные ведомства направят в правительство предложения об изменения существующих налоговых и таможенно-тарифных льгот в отношении соответствующих месторождений. Известно, что в июле 2014 года льготы по НДПИ получили  новые месторождения Восточной Сибири, Ненецкого автономного округа и Ямала. Сейчас решение о применении пониженной ставки экспортной пошлины принимает правительство для каждого проекта в отдельности.

По словам представителя Минэнерго,  на совещании рассматривались вопросы эффективности капитальных затрат по этим проектам, что невозможно без данных от нефтяных компаний  и обеспечения возврата инвестиций «Транснефти». Представитель вице-премьера Аркадия Дворковича от комментариев отказался.

До начала строительства труб нефтяные компании и «Транснефть» договорились об оплате по принципу «качай или плати», однако договор подписали не все компании.  Как сообщает федеральный чиновник, они не захотели брать на себя дополнительные обязательства и признавать договор “качай или плати” как юридически обязывающий.  В российском праве термина «качай или плати» в чистом виде не существует, говорил в своем интервью Business FM в мае вице-президента компании «Транснефть» Михаил Барков. Но данный принцип может использоваться в нашей правовой системе.

Для балансирования интересов сторон (естественных монополий по транспортировке нефти и нефтяных компаний) и для обеспечения доступа последних к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в целях потребления на внутреннем рынке РФ и осуществления поставок за пределы территории РФ - приняты "Правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий..." (утв. постановлением Правительства РФ от 29 марта 2011 г. N 218,  сообщает управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня. Ими, в частности установлено:
"При исполнении договора потребитель обязан:
е) оплатить оператору в порядке и сроки, которые предусмотрены договором, услуги по транспортировке нефти (нефтепродуктов) независимо от факта потребления таких услуг, за исключением случаев возникновения обстоятельств непреодолимой  силы, предусмотренных законодательством РФ, помешавших потребителю сдать нефть (нефтепродукты) для транспортировки по магистральному трубопроводу в пунктах отправления в количестве и сроки, которые предусмотрены договором" (п. 8 указанных Правил).
Таким образом, подход "качай или плати" не является новым подходом в регулировании отношений по созданию и использованию инфраструктуры по транспортировке нефти. При строительстве нефтепровода естественная монополия должна иметь гарантии, что, инвестировав деньги, ее нефтепровод не окажется недозагруженным. Иными словами услуга по транспортировке будет считаться оказанной независимо от реальной сдачи нефти в систему - это позволяет Транснефти дистанцироваться от внутренних рисков нефтяных компаний.
Здесь следует обратить внимание, что услуги должны быть оплачены не независимо от ОКАЗАНИЯ их естественной монополией, а независимо от ПОТРЕБЛЕНИЯ их нефтяными компаниями. Это предполагает, что нефтепровод должен быть построен и должен функционировать.
Такая конструкция не является экзотической и в общих гражданских правоотношениях (схожих по своей природе со специальными - услугами естественных монополий) : купил абонемент в фитнес-зал - хочешь ходи, хочешь нет; взял в аренду офис или квартиру - хочешь используй, хочешь нет. Но платить придется».

Осенью 2013 г. «Транснефть» сообщила, что компании начали снижать первоначальные планы по поставкам в трубу Куюмба — Тайшет. Так, плановые объемы прокачки с Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений снизились с 14,5 млн до 8,5 млн т в 2020 г., сообщал «Интерфакс». Случаи снижения объемов сдаваемой нефти,  писал в августе президент «Транснефти» Николай Токарев Дворковичу, приведут к изменению сценарных условий проекта по расширению ВСТО и к общему снижению баланса добычи нефти в России. В целях рассмотрения  вариантов по поступлению дополнительных объемов нефти для ВСТО, было поручено до 10 октября подготовить предложения по расширению нефтепроводов Западной Сибири.

 «Газпром нефть» готова к заключению договора на прокачку нефти по нефтепроводу Куюмба — Тайшет, сказал ее представитель. Представитель «Роснефти» на запрос не ответил. Его коллега из «Газпрома» от комментариев отказался. Получить комментарии представителя «Транснефти» не удалось.