Назад к разделу Аналитика

Информационный бюллетень практики антимонопольного регулирования (Выпуск 1, 2017)

СОБЫТИЯ

ВСТУПИЛ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИРОВАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗЛИЧНЫЕ АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

17 апреля 2017 года был принят Федеральный закон № 74-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – «Закон о внесении изменений»), вступивший в силу 28 апреля 2017 года.

В ранее действовавшей редакции статьи 14.32 КоАП РФ была предусмотрена ответственность за заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности. Существующее на практике различие отдельных видов антиконкурентных соглашений по степени их общественной опасности создало необходимость дифференциации административной ответственности за данные правонарушения.

Для участников картельных соглашений Закон о внесении изменений предусматривается наибольший размер административной ответственности. Так, для должностных лиц предусматривается штраф в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного до трех лет, для юридических лиц - штраф от 3% до 15% размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо суммы расходов на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей. Исходя из существующей на сегодняшний день методики ФАС России по расчету административных штрафов это означает, что базовый штраф за подобные нарушения будет значительно выше.

Для «вертикальных» и иных соглашений Законом о внесении измеенний снижен размер административной ответственности. Ответственность должностных лиц в случае заключения «вертикальных» соглашений установлена теперь в виде штрафа от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок до одного года. Юридические лица должны будут уплатить от 1% до 5% размера выручки от реализации товара или суммы расходов на приобретение товара, но не менее ста тысяч рублей.

За согласованные действия Законом о внесении изменений предусмотрен штраф для юридических лиц от 1 % до 3 % размера годовой выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено нарушение.

Вместе с тем, новым законом не были внесены какие-либо изменения в части ответственности за соглашения, которые приводят/могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, а также в отношении соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, размер штрафа останется от 10 % до 50 % начальной стоимости предмета торгов.

ФАС РОССИИ ПОДВЕЛА ИТОГИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ «ЧЕТВЕРТОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПАКЕТА»

«Четвертый антимонопольный пакет», предусматривающий внесение поправок к Федеральному закону «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), вступил в законную силу в 2016 году. Целью его принятия являлась либерализация и совершенствование антимонопольного законодательства, в том числе путем расширения института предупреждений, которое позволило бы ФАС России стать органом предупредительного контроля. В марте 2017 года антимонопольной службой были подведены итоги применения «четвертого антимонопольного пакета» за предшествующий год.

Согласно представленной статистике, ФАС России и ее территориальные органы возбудили в 2016 году на 60 % меньше дел, чем в 2015 году. Так, в 2015 году их количество составило 9092 дела, а в 2016 году – только 4040 дел. Динамика изменений разнится в зависимости от направления антимонопольного контроля. Наиболее значимое снижение количества возбужденных дел наблюдается в части запрета на антиконкурентные действия органов власти. Так, в 2016 году по статье 15 Закона о защите конкуренции было возбуждено в 6 раз меньше дел, чем в 2015, а предупреждений выдано в 2,5 раза больше. Приведенная ФАС России статистика позволяет говорить об эффективности института предупреждений.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА НАЧАЛА СВОЮ РАБОТУ

8 февраля 2017 года начала работу электронная площадка «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (АСТ ГОЗ), предназначенная для проведения закрытых закупок в сфере государственного оборонного заказа. В целях обеспечения необходимого уровня безопасности была также создана многоуровневая система защиты информации от несанкционированного доступа. Данная площадка позволяет перевести процедуру закупок в электронную форму и повысить их прозрачность.

Ранее торги в указанной сфере осуществлялись путем бумажного документооборота. В таких условиях заказчик самостоятельно определял круг лиц, которым направлялась информация о данных закупках, что создавало возможности для манипулирования результатами конкурсных процедур и для создания ограничений в отношении потенциальных участников закупок.

ТОВАРЫ, РАБОТЫ И УСЛУГИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД СИСТЕМАТИЗИРОВАНЫ В КАТАЛОГЕ

Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 года № 145 утверждены «Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и «Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Разработка данного каталога является одним из ключевых этапов в создании и развитии Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС). Каталог представляет собой систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности и включающий в себя коды каталога, соответствующие им товары, работы, услуги, являющиеся объектами закупки, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги и иную информацию. Для указания в планах закупок, планах-графиках и иных документах дополнительной информации, не предусмотренной в каталоге, заказчики обязаны будут представить соответствующее обоснование.

В соответствии с Постановлением, на Федеральное казначейство возложена обязанность по размещению до 1 октября 2017 года сведений для каталога, сформированных Министерством экономического развития России, в ЕИС в сфере закупок.
Создание каталога позволит снизить издержки заказчиков в связи с появлением стандартных описаний объектов закупки, повысит прозрачность закупок, обеспечит единообразное указание заказчиками наименований товаров, работ, услуг.

СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

ФАС РОССИИ ПРИНЯЛА РЕШЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА В ОТНОШЕНИИ МАГНИТОГОРСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМБИНАТА И ОАО «ОК РУСАЛ ТД»

31 мая 2017 г. ФАС России было вынесено решение о прекращении рассмотрения дела в отношении АО «ОК РУСАЛ ТД».

В 2015 году в отношении АО «ОК РУСАЛ ТД» ФАС России возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства на основании выявленных антимонопольным органом по жалобе ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (далее – «ОАО «ММК») признаков злоупотребления доминирующим положением на рынке каменноугольного пека.

ФАС России установила, что АО «ОК РУСАЛ ТД» является доминирующим в России покупателем расплавленного каменноугольного электродного пека марок «Б1» и «В», который является сырьем для производства анодов. ОАО «ММК» в свою очередь вместе с другими производителями занимает доминирующее положение на рынке продажи пека. В рамках проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке пека ФАС России выявила взаимосвязанность по производству и потреблению пека между обоими предприятиями, характеризующую рынок с двусторонним доминированием.

В 2015 году компании в не смогли договориться между собой о ключевых условиях договора поставки пека, в частности о цене товара. Невозможность в короткие сроки реализовать пек иному покупателю по причине отсутствия соответствующего подвижного состава, которым владеет ОАО «ОК РУСАЛ ТД», привела к аварийному приостановлению производства пека ОАО «ММК». Учитывая критичность складывавшейся экологической ситуации на предприятии и риск остановки производства коксохимических продуктов, ОАО «ММК» вынужден был заключить договор на условиях ОАО «ОК РУСАЛ ТД». Одновременно с этим Магнитогорский металлургический комбинат подал жалобу в ФАС России, обвинив ОАО «ОК РУСАЛ ТД» в навязывании ему невыгодных условий договора.
При рассмотрении жалобы ФАС России подтвердила наличие признаков злоупотребления доминирующим положением со стороны АО «ОК РУСАЛ ТД», при этом усмотрела также ненадлежащее поведение в действиях ОАО «ММК». В конце 2016 года обеим компаниям ФАС России были выданы предупреждения о необходимости прекратить нарушение антимонопольного законодательства.

На протяжении нескольких месяцев ОАО «ММК» и АО «ОК РУСАЛ ТД» вели переговоры о заключении нового договора поставки на взаимовыгодных условиях. На заседании комиссии 18.05.2017 г. ОАО «ОК РУСАЛ ТД» представило документы, подтверждающие исполнение выданного ему предупреждения. По результатам исполнения АО «ОК РУСАЛ ТД» предупреждения комиссией ФАС России было принято решение о прекращении рассмотрения дела.

Данное дело, рассмотрение которого продолжалось более полутора лет, уникально и крайне значимо для формирующейся практики разрешения споров между доминирующими покупателями и доминирующими продавцами. До этого случая ФАС России не применяла подходов, использованных в настоящем деле (о выдаче предупреждений одновременно и покупателю, и продавцу).

Интересы ОАО «ММК» в данном деле представляли юристы ART DE LEX.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ ПОДДЕРЖАЛ ПОЗИЦИЮ ФАС РОССИИ О НЕДОПУСТИМОСТИ ТРЕБОВАНИЯ ОТ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ ЧРЕЗМЕРНО ДЕТАЛИЗИРОВАННОГО ОПИСАНИЯ ТОВАРОВ

9 февраля 2017 года Верховный Суд РФ вынес решение по административному исковому заявлению ООО «Домстрой». В заявлении Общество требовало признать недействующим пункт 3 Письма ФАС России от 1 июля 2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» (далее - Письмо). В данном пункте Письма антимонопольная служба разъяснила, что Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

В обоснование своей позиции заявитель указал, что применение территориальными органами ФАС России положений Письма приведет к установлению заказчиками в документации противоречивых требований к описанию участниками закупки товаров. ВС РФ доводы заявителя отклонил и принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что содержание оспариваемой части Письма соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений. Суд также отметил, что изложенная в пункте 3 Письма позиция фактически является обобщенным результатом формировавшейся до дня его издания практики применения норм Закона о контрактной системе.
Юристы ART DE LEX отмечают, что такая позиция Верховного суда РФ способствует становлению единообразия практики применения и толкования положений Закона о контрактной системе, при разрешении вопроса о чрезмерности требований, устанавливаемых заказчиками к описанию товаров, их характеристик.

Для участников торгов такой подход правоприменительного органа несет только положительные моменты. Отсутствие необходимости приобретения товара в момент подачи заявки существенно облегчает процедуру составления заявки, позволяет предлагать к поставке товар, которого фактически еще нет в наличии у самого поставщика, дает дистрибьютерам и иным лицам, не являющимся производителями товаров, возможность нести затраты на приобретение товара уже после победы в конкурентной процедуре, минимизировав, таким образом, риски, связанные с необходимостью заблаговременного приобретения товара, например, товаров с коротким сроком годности.

ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ

ФРАНЦУЗСКАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ КОНКУРЕНЦИИ ВЫНЕСЛА РЕШЕНИЕ ОБ ОТСУТСТВИИ КАРТЕЛЬНОГО СГОВОРА МЕЖДУ КОМПАНИЯМИ AVIS, EUROPCAR, HERTZ, CITER, SIXT И ADA И ЕВРОПЕЙСКИМИ АЭРОПОРТАМИ

27 февраля 2017 года завершилось рассмотрение дела в отношении компаний Avis, Europcar, Hertz, Citer, Sixt, занимающихся прокатом автомобилей, и 12 французских аэропортов, включая аэропорт Парижа, Ниццы, Лиона, Марселя, Монпелье и Биаррице. На основании внеплановых проверок, проведенных в январе 2008 года Главным управлением по вопросам конкуренции, потребления и пресечения мошенничества, Министерство выдвинуло обвинение ряду указанных компаний и аэропортов в нарушении антимонопольного законодательства и передало дело во французскую Комиссию по вопросам конкуренции в апреле 2009 года. Avis, Europcar, Hertz, Citer, Sixt and ADA обвинялись в сговоре с целью начисления надбавок для клиентов, нанимающих автомобили в аэропортах, а также в регулярном получении информации о коммерческих планах и количестве клиентов от управления аэропортами.

В своем решении конкурентное ведомство указало, что информация, предоставляемая аэропортами, не влечет за собой ограничение коммерческой автономии указанных фирм, а также что в деле отсутствуют достаточные доказательства для установления наличия какого-либо сговора между компаниями.

Необходимо отметить, что результаты проверок в отношении компаний Avis и Europcar были признаны судом незаконными по причине проведения их с нарушением прав на тайну переписки юристов с клиентами и на уважение частной жизни. Данная позиция не является новой для европейских судов, которые уже неоднократно принимали подобные решения. Российские же хозяйствующие субъекты часто сталкиваются с трудностями при обжаловании в судах действий антимонопольного органа по изъятию частной переписки в ходе проверок. Перенятие иностранного опыта в части защиты прав субъектов в ходе проверок представляется крайне полезным для развития российской судебной практики и действующего законодательства.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ ОПУБЛИКОВАЛА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПРИНЯТИЮ ДИРЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА, КОТОРАЯ ПОЗВОЛИТ КОНКУРЕНТНЫМ ВЕДОМСТВАМ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ

В конце 2015 года Комиссия начала общественное обсуждение вопросов повышения эффективности работы национальных ведомств в различных сферах антимонопольного регулирования, с учетом которого 22 марта 2017 года на своем сайте опубликовала проект Директивы.
Во-первых, указанный проект предполагает закрепление государствами-членами независимости их территориальных органов по защите конкуренции в национальных законодательных актах. Необходимость введения данного положения обусловлена неоднократными случаями политического вмешательства в деятельность антимонопольных органов.

Во-вторых, полномочия национальных ведомств предложено дополнить правом при проведении проверок получать копии всей информации в любом виде, в том числе информации, хранящейся на электронных носителях. Европейская комиссия также намерена разрешить ведомствам налагать штрафы не только за материальные, но и за процессуальные нарушения антимонопольных правил. Изменения затрагивают и размеры штрафов. В предложении указано, что максимальный размер штрафа, вводимого территориальным органом, не может быть установлен на уровне ниже десяти процентов от совокупного мирового оборота (предприятия) за предыдущий отчетный год. На данный момент такое положение действует лишь в отношении штрафов, вводимых Европейской Комиссией.

Предлагаемая Директива, помимо прочего, направлена на обеспечение единообразия национальных программ смягчения наказания. По мнению Европейской Комиссии, необходимо ограничить использование антимонопольными органами программ смягчения наказания возможностью их применения только по делам о картелях. Вероятнее всего, такое нововведение обусловлено желанием законодателя лишить национальные ведомства возможности предоставления «больших скидок» хозяйствующим субъектам при их сотрудничестве в процессе расследования иных антимонопольных нарушений. Некоторые статьи проекта направлены на создание правовой основы для уведомления и исполнения решений территориального органа в других государствах-членах.

Принятие Директивы, будет являться одним из самых значительных изменений в сфере антимонопольного законодательства в Европейском Союзе за последние десять лет.

ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Проект ФЗ предусматривает дополнение КоАП РФ статьей 19.43, согласно которой воспрепятствование законной деятельности должностного лица федерального антимонопольного органа, его территориального органа по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от одной двухсотой до одной сотой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), но не менее ста тысяч рублей». Предполагается, что ужесточение административного наказания позволит повысить эффективность осуществления контрольной деятельности антимонопольных органов.

Существующая в настоящий момент статья 19.4.1 КоАП РФ, предусматривающая санкцию за воспрепятствование проведению проверок, не всегда позволяет антимонопольным органам производить результативный сбор доказательств при проведении расследований нарушений антимонопольного законодательства. Уплата небольшого штрафа, в случае препятствия проведению проверки, установленного санкцией данной статьи, зачастую бывает более выгодна для юридического лица, нежели уплата «оборотного» штрафа (в случае установления нарушений с помощью получения соответствующих доказательств).

Как заявляется разработчиками, принятие проекта поможет антимонопольным органам решить названную выше проблему. Однако, по мнению партнера, руководителя антимонопольной практики ART DE LEX, принятие закона может создать угрозу нарушения текущего баланса полномочий антимонопольного органа и мер ответственности за неисполнение законных требований сотрудников службы. Обусловлено это тем, что многие важные вопросы пределов осуществления полномочий антимонопольными органами при проведении проверок не урегулированы нормативными правовыми актами (например, в области доступа к информации, составляющей охраняемую законом тайну, особенно на цифровых носителях), что на практике часто приводит к непониманию проверяемым лицом своих прав и обязанностей, чем проверяющие часто пользуются. Несмотря на это, в этом направлении стоит работать, обусловив ужесточение ответственности системными улучшениями порядка проведения проверок.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О РЕКЛАМЕ» И КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

15 февраля 2017 года Государственной Думой РФ был одобрен в первом чтении законопроект «О внесении изменений в статью 19 Федерального Закона «О рекламе» и Кодекс об административных правонарушениях РФ», предполагающий внесение изменений в Закон о рекламе путем закрепления обязательной минимальной доли рекламных площадей, которые должны быть выставлены на торги для субъектов малого и среднего предпринимательства в размере 20% от каждого вида. Изменения также касаются и установления административной ответственности должностных лиц организаторов торгов за нарушение требований законодательства РФ к их проведению.

ПРОЕКТ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ)» (ДАЛЕЕ - ПОЛОЖЕНИЕ)»

Указанным Положением устанавливается порядок подготовки и внесения Президенту РФ обращений по вопросу определения единственных поставщиков, определяется перечень документов и сведений, которые необходимо направить для рассмотрения вопроса целесообразности осуществления закупки у единственного поставщика, а также перечень лиц, имеющих право на внесение обращений. Помимо этого, положением установлено, что обращение об определении единственного поставщика для обеспечения федеральных государственных нужд может быть направлено Президенту РФ только после получения заключения комиссии по рассмотрению вопросов целесообразности осуществления закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), сформированной из представителей ФАС России, Минэкономразвития России, Минфина России, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.