Назад к разделу Аналитика

Информационный бюллетень практики антимонопольного регулирования (Выпуск 1, 2016)

СОБЫТИЯ

Четвертый антимонопольный пакет вступил в силу

5 января 2016 года вступил в силу Федеральный Закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Четвертый антимонопольный пакет»).

Закон был разработан ФАС России во исполнение «дорожной карты» по развитию конкуренции и антимонопольного регулирования и предусматривает совершенствование институтов антимонопольного регулирования и государственных функций ФАС России, а также сокращение административных ограничений для бизнеса.

Четвертый антимонопольный пакет предусматривает, в частности, следующие нововведения:

- упразднение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на том или ином товарном рынке более 35%, что означает необходимость доказывания антимонопольным органом доминирующего положения в каждом конкретном случае;

- возможность установления Правительством РФ правил недискриминационного доступа для доминантов на отдельных товарных рынках, если ранее антимонопольный орган неоднократно устанавливал злоупотребление доминирующим положением;

- совершенствование административной процедуры по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, включающей, среди прочего, издание комиссией антимонопольного органа предварительного заключения по результатам проведения расследования;

- регламентацию правового статуса апелляционной коллегии в структуре ФАС России, которая будет пересматривать по жалобам решения и предписания территориальных органов ФАС России, если они нарушают единообразие административной практики;

- значительное расширение практики предостережений и предупреждений о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства;

- введение порядка согласования создания совместных предприятий;

- детальную регламентацию видов недобросовестной конкуренции, таких как дискредитация конкурента, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, незаконное использование чужих товарных знаков и иных;

- сокращение оснований проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства.

Со специальным информационным бюллетенем Юридической фирмы ART DE LEX, посвященным детальному описанию изменений, которые введены четвертным антимонопольным пакетом можно ознакомиться по ссылке.

Порядок создания государственных и муниципальных предприятий будет ужесточен

21 декабря 2015 года во втором чтении в Государственной Думе РФ был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и иные законодательные акты Российской Федерации (в целях сокращения административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства)». 

Внесенные изменения направлены на ослабление антимонопольного контроля над малым бизнесом при одновременном усилении регулирования порядка создания государственных и муниципальных предприятий со стороны ФАС России.

В соответствии с принятыми поправками предлагается ввести бессрочные «антимонопольные каникулы» для субъектов малого предпринимательства: последние будут освобождены от внеплановых выездных проверок, за исключением случаев предварительного согласования проверки с органом прокуратуры и наличия в деятельности предприятия признаков картеля. Также предполагается повышение порога стоимости активов при согласовании с антимонопольным органом сделок по приобретению акций, прав и (или) имущества государственных и муниципальных предприятий с 250 млн. руб. до 400 млн. руб.

Включение новой главы 5.1 в Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) обеспечит введение антимонопольного контроля при создании государственных и муниципальных предприятий: на это понадобится предварительное письменное согласие антимонопольного органа, а также будет предусмотрена ответственность за нарушение порядка получения такого согласия вплоть до ликвидации предприятия по решению суда и привлечения руководителя и (или) учреждения к административной ответственности.

Компания Google попытается оспорить решение ФАС России о признании в действиях интернет-гиганта злоупотребления доминирующим положением

10 декабря 2015 года Google подала иск в Арбитражный суд города Москвы о признании недействительными решение и предписание ФАС России, в соответствии с которыми интернет-корпорация была признана нарушившей антимонопольное законодательство, и на нее возложена обязанность устранить нарушения до 18 декабря 2015 года.

Напомним, что решением от 14 сентября 2015 года ФАС России по жалобе компании Яндекс признала Google злоупотребившей своим доминирующим положением на рынке магазинов приложений операционной системы Android.

По мнению антимонопольного органа, нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением при предоставлении контрагентам-производителям мобильных устройств магазина приложений Google play на особых условиях: с обязательной предустановкой других приложений Google, установкой поисковика, расположением в приоритетных местах экрана иконок приложений, запретом на предустановку приложений конкурентов. В частности, Google запретил предварительную установку сервисов Яндекса на мобильных устройствах Fly, Explay и Prestigio.

Компания Google, аргументируя свою позицию, ссылается на отсутствие обязанности производителей, работающих на ОС Android устройств по установке приложений компании. Среди примеров таких устройств Google называет ZTE, Xiaomi, Gionee. Кроме того, пользователь может сам установить на устройство приложения конкурентов.

ФАС России стала первой в мире антимонопольной службой, установившей нарушения национального антимонопольного законодательства в действиях Google.
С подробным обзором решения ФАС России о признании компании Google виновной в нарушении антимонопольного обзора можно по ссылке.

СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

Верховный Суд РФ поддержал позицию ФАС России о средствах доказывания устного соглашения

Определением Верховного суда РФ от 7 декабря 2015 года четырнадцати страховым компаниям, среди которых ООО «Росгосстрах», ПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ», ЗАО «ГУТА-Страхование», ПАО «Ингосстрах», отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Суды апелляционной и кассационной инстанций установили, что совокупность действий страховых компаний, выраженная в необоснованном увеличении количества заключаемых добровольных договоров страхования; в периоде роста количества договоров; в наличии коммерческой̆ выгоды для каждой̆ страховой̆ компании, свидетельствует о том, что указанные страховые компании заключили соглашение, реализация которого привела к навязыванию физическим лицам – страхователям ОСАГО условий договора, невыгодных для них или не относящихся к предмету договора, что противоречит пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Так, в период 2013 – –2015 гг. в Ростовское УФАС России поступило более тысячи жалоб граждан на действия страховых компаний на территории Ростовской области, выраженные в навязывании иных страховых продуктов при заключении автовладельцами договора ОСАГО.

Решение Ростовского УФАС было вынесено на основе анализа поведения страховых компаний, доказавшего наличие между страховыми компаниями устного соглашения, которое не может быть документально подтверждено. Таким образом, данное дело является прецедентным для правоприменительной практики, поскольку закрепило, что статистические данные, полученные антимонопольным органом, могут свидетельствовать о заключении антиконкурентного соглашения.

 ФАС России признала виновными ряд крупнейших иностранных грузоперевозчиков 

В конце декабря 2015 года ФАС России признала ряд крупнейших иностранных перевозчиков, в числе которых A.P.Moller-Maersk A/S (Дания), CMA CGM SA (Франция), Hyundai Merchant Marine Co., LTD (Корея), Orient Overseas Container Line Limited (Гонконг), Evergreen Marine Corp. (Taiwan) Ltd (Тайвань) нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции, что выразилось в совершении запрещенных согласованных действий, которые привели к установлению надбавок (доплат) к ставкам фрахта на рынке линейных контейнерных перевозок на направлении Дальний Восток/Юго-Восточная Азия - Российская Федерация в 2012-2013 гг.

Антимонопольным органом было установлено, что компании выравнивали размер надбавок каждый раз после публикации информации об установлении надбавок к ставкам фрахта на интернет-сайте одного из перевозчиков. Это приводило к неизменному росту цен на такие надбавки, а также к увеличению себестоимости товаров для отечественных потребителей.

Особенностью данного дела является то, что организации, которые ФАС России признала нарушителями, являются иностранными юридическими лицами. Таким образом, данное дело является очередным примером применения Закона о защите конкуренции в отношении иностранных компаний, ведущих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Верховный Суд РФ удовлетворил рекордный частный иск «БИОТЕК» к TEVA PHARMACEUTICAL INDUSTRIES

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 года отменено постановление суда кассационной инстанции, которое отменило решение и постановление нижестоящих судов в части взыскания убытков с израильской компанией TEVA PHARMACEUTICAL INDUSTRIES LIMITED (далее – «TEVA»), занимающей доминирующее положение на товарном рынке лекарственного препарата «Копаксон». Решение и постановление судов первой и апелляционной инстанции установили, что ЗАО «Межрегиональная фармацевтическая производственно-дистрибьюторская корпорация «БИОТЭК» (далее – «БИОТЕК») доказала наличие оснований для возмещения убытков в размере 408 375 000 руб., причиненных компанией TEVA.

Напомним, что в декабре 2013 года компания TEVA была признана ФАС России нарушившей пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившемся в экономически и технологически необоснованном отказе от заключения договора поставки лекарственного препарата «Копаксон» с «БИОТЭК».

Другим важным выводом Верховного Суда РФ стало то, что суд подтвердил правовую позицию ФАС Московского округа. Тогда кассация указала, что предусмотренные частью 4 статьи 10 Закона о защите конкуренции изъятия для действий по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не применяются к делам о злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующим субъектом в виде экономически и технологически необоснованного отказа в поставке товара.

ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ

Европейский суд общей юрисдикции вынес решение об аннулировании штрафов за организацию и участие в картеле 14 авиакомпаний

Антимонопольные штрафы на сумму около 799 млн евро, наложенные Еврокомиссией на ряд крупнейших авиакомпаний за картельный сговор, отменены решением Европейского трибунала.

Напомним, что авиакомпании, среди которых в том числе Air France-KLM, British Airways, Japan Airlines, в 2010 году были признаны виновными в нарушении европейского антимонопольного законодательства путем заключения картельного соглашения. Тогда было установлено, что авиакомпании согласовывали порядок установления цен на рынке грузоперевозок, в частности цен на топливные надбавки и надбавки за безопасность.

«Яндекс» выступил обвинителем по делу в отношении действий Google, направленных на ограничение конкуренции

Компания «Яндекс» заявила самостоятельные требования в Еврокомиссию в связи с проведением антимонопольного расследования в отношении интернет-корпорации Google. Тем самым «Яндекс» присоединился к альянсу Fair Search, в который входят Microsoft, Nokia, Oracle, Expedia, TripАdvisоr и другие.

Напомним, что о начале расследования Еврокомиссия официально сообщила в апреле 2015 года после проведения трехлетнего предварительного расследования. Компания Google обвиняется в нарушении антимонопольного законодательства в части ограничения выхода на рынок разработчиков других мобильных приложений, работающих на платформе Android.

Расследование в отношении Google вслед за европейским регулятором может быть возбуждено при участии Федеральной торговой комиссии и в США.

Компания Qualcomm подозревается в недобросовестной конкуренции

8 декабря 2015 года Еврокомиссия выдвинула обвинения в отношении американской корпорации Qualcomm, крупнейшего мирового поставщика микросхем для радиомодемов, в связи с установлением фактов продажи компанией продукции по заниженной цене и возложении обязанности на крупнейшего клиента не покупать товар у конкурентов. Для ответа на указанные обвинения компании Qualcomm предоставлено четыре месяца.

В случае признания обвинений в осуществлении запрещенных «эксклюзивных поставок» и недобросовестной ценовой политике обоснованными, на «Qualcomm» может быть наложен штраф в размере до 10 % от годовой выручки. По требованию регулятора, компания должна будет также изменить порядок ведения бизнеса.

Отметим, что в настоящее время Qualcomm также обвиняется в нарушении антимонопольного законодательства Комиссией по справедливой торговле Южной Кореи и антимонопольными органами Тайваня. Обвинения Комиссии по справедливой торговле Южной Кореи связаны с практикой лицензирования патентов Qualcomm ввиду принуждения к лицензированию интеллектуальной собственности помимо аппаратной составляющей, что противоречит национальному законодательству. Обвинения, выдвинутые антимонопольными органами Тайваня, также касаются лицензионных договоров.

 ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Проект приказа ФАС России «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией». Проект предусматривает исключение полномочий ФАС России по ведению реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в связи с приятием 4-го антимонопольного пакета.

Проект приказа ФАС России «О внесении изменений в административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» предусматривает внесение изменений в административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденный приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339 в связи с принятием 4-го антимонопольного пакета:

1) выдачи предупреждений при наличии признаков нарушения пунктов 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1 – 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
2) содержания решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства;
3) заключения об обстоятельствах дела;
4) возможности подписания актов квалифицированной электронной подписью;
5) использования систем видео-конференц-связи;