+7 (495) 93 77 123

Медиа-центр

Ключевой контакт

Ярослав Кулик

Партнер, адвокат, руководитель антимонопольной практики, руководитель South Korea Desk

e-mail: Y.Kulik@artdelex.ru

Сохранить e-card

Информационный бюллетень практики антимонопольного регулирования (Выпуск 6, 2016)

23 ноября, 2016

СОБЫТИЯ

ФАС России подвела итоги тарифного регулирования за 2016 год и обозначила задачи на 2017 год

20 октября 2016 года в Ялте прошел семинар – совещание «Тарифное регулирование в 2016 году и задачи органов государственного регулирования на 2017 год» под эгидой ФАС России.

С ключевым докладом выступил руководитель ФАС России Игорь Артемьев, обозначивший существующие проблемы и основные направления планируемой тарифной реформы.

В качестве основных недостатков предшествующей тарифной политики Игорь Артемьев выделил отсутствие единой системы принципов тарифного регулирования, отсутствие системы нормирования затрат естественных монополий, используемый принцип установления тарифов в зависимости от себестоимости, а также дискриминацию, вызванную отсутствием единого нормативного правового акта в тарифной сфере. По мнению Игоря Артемьева, с учетом социально-экономической ситуации в стране рост тарифов должен быть ниже инфляции. Глава ФАС России также отметил необходимость взаимодействия федеральных и региональных тарифных органов.

Игорь Артемьев рассказал, что в ФАС России разрабатывает законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов) в РФ». Предполагается, что законопроект станет впервые принятым комплексным и ключевым актом, регулирующим отношения в сфере тарифного регулирования в РФ.

По мнению ФАС России, в документе заложен принцип обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сферах, в которых осуществляется государственное регулирование тарифов. Кроме этого, в законопроекте заложены и другие важные принципы: установление тарифов исходя из их экономической обоснованности; долгосрочный период установления тарифов; открытость деятельности регулируемых субъектов и регулирующих органов.

Согласно проекту закона, процедура установления тарифов должна быть переведена в электронную форму. Документ будет предусматривать создание единого электронного регулирования, объединяющего сбор, анализ, обработку документов и материалов.

Кроме того, предполагается введение административной процедуры по рассмотрению дел о нарушении тарифного законодательства по аналогии с процедурой, существующей для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Помимо этого, ФАС России готовит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают дифференцированный подход к штрафам за нарушение законодательства о тарифах.

Пакет законов, которые готовит ФАС России в сфере тарифного регулирования, обещает стать в 2017 году одним из наиболее обсуждаемых и острых вопросов.

Совещание стивидорных компаний с ФАС России

19 сентября 2016 года в ФАС России состоялось рабочее совещание по вопросам ставок на услуги стивидорных компаний в морских портах. В совещании приняли участие глава ведомства Игорь Артемьев, его заместитель Александр Редько, первый вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опоры России» Александр Калинин, представители Федеральное агентство морского и речного транспорта и ФГУП «Росморпорт», а также представители грузоотправителей и стивидорных компаний.

Основным вопросом был перевод цен стивидорных услуг из иностранной валюты в рубли. Поводом для повышенного интереса ФАС России к деятельности стивидорных компаний стало увеличение стоимости стивидорных услуг, связанное с ростом курса доллара США. Позднее, в октябре 2016 года в ходе ялтинской конференции по тарифному регулированию года, ФАС России упомянула еще одну причину своего повышенного внимания к стивидорным компаниям, а именно – вывод полученных средств от сверхприбылей за рубеж, по мнению ФАС России.

Для решения «сложившейся ситуации» ФАС России предлагает осуществить перевод всех цен на услуги стивидорных компаний в рубли. Выступающие в поддержку позиции ФАС России, утверждают, что переход особенно важен в условиях сохранения девальвационных ожиданий во избежание возможности резкого роста стоимости услуг. Однако большинство стивидорных компаний, а также Ассоциация морских торговых портов полный перевод тарифов в рубли не поддерживают.

По данным Ассоциации морских торговых портов, за январь – август 2016 г. в грузообороте морских портов России на каботажные грузы приходилось 9% (перегружено 44 млн т), экспортные – 79% (371,6 млн т), импортные – 4,2% (20,5 млн т), транзитные – 6,7% (32,5 млн т).

Стоимость внутренних (каботажных) перевозок всегда рассчитывалась в рублях, следовательно, изменение валюты ставок на услуги по погрузке/разгрузке внутренних перевозок не приведет к снижению стоимости тарифов.

Что касается экспортно-импортных поставок, участники рынка отмечают, что большинство потребителей стивидорных услуг – иностранные шиппинговые компании, которые продают грузоотправителям услугу доставки груза, включая перевалку. В итоге, перевод цен в рубли не снизит стоимость перевозки для грузоотправителей, а лишь увеличит маржу иностранных шиппинговых компаний. Кроме того, переход на цены в рубли может создать валютные риски для компаний, имеющих долговые обязательства в иностранной валюте.

Положительным эффектом рабочего совещания от 19 сентября 2016 года стал прямой диалог между регулятором и стивидорными компаниями, который будет способствовать достижению компромисса по вопросу установления цен на стивидорные услуги. Так, одним из компромиссных предложений, озвученных в ходе рабочего совещания, стало установление комбинированных расчетов в зависимости от назначения перевозки: для нерезидентов применять долларовые тарифы, а для российских компаний ввести расчеты в рублях. Еще одним положительным моментом рабочего совещания стала договоренность сторон о создании рабочей группы, целью которой будет разработка справедливой формулы для расчета стоимости услуг стивидорных компаний.

Между тем, последовавшие в Ялте заявления руководства ФАС России, по нашему мнению, не способствуют конструктивному диалогу регулятора и бизнеса, ожидавшего проведение объективного анализа состояния конкуренции на рынке стивидорных услуг для подтверждения или опровержения опасений ФАС России. Следует отметить, что в настоящее время продолжается рассмотрение многочисленных дел об установлении монопольно высоких цен на свои услуги, однако отсутствие результатов анализа состояния конкуренции создает для ответчиков по таким делам дополнительные трудности.

Состоялся международный форум ФАС России «Неделя конкуренции в России»

С 26 по 28 сентября 2016 года в Московской области прошло организованное ФАС России мероприятие, приуроченное к 25-летию образования территориальных антимонопольных органов - «Неделя конкуренции в России». Ежегодно участие в нем принимают представители органов власти, бизнеса, международных организаций, руководителей конкурентных ведомств зарубежных стран. В этом году в рамках Форума прошли круглые столы по исследованию проблем на фармацевтических рынках, конференции и заседания международных рабочих групп по вопросам развития конкуренции на рынках международной связи в роуминге, вопросам антимонопольной политики и изучения состояния конкуренции на рынках продовольствия.

Ключевым событием стало Расширенное заседание Коллегии ФАС России, прошедшее 28 сентября в Правительстве Московской области, главными спикерами которого выступили Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов, руководитель ФАС России Игорь Артемьев, Министр Российской Федерации Михаил Абызов и губернатор Московской области Андрей Воробьев. В рамках своего выступления Игорь Иванович Шувалов отметил, что развитие конкуренции входит в число основных экономических вопросов повестки Правительства РФ.

«Неделя конкуренции в России» оказала благоприятное влияние на сотрудничество ФАС России с конкурентными ведомствами зарубежных стран. Так, в рамках данного мероприятия Игорь Артемьев подписал Меморандумы о сотрудничестве с представителями Австрийского Федерального конкурентного ведомства, Комиссии по защите экономической конкуренции Бразилии, Комиссии по справедливой торговле Республики Корея, Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, конкурентных ведомств Италии и ЮАР. Представители ведомств выразили заинтересованность в развитии сотрудничестве, а также обмене актуальными практиками и инициативами в области антимонопольного реагирования.

ФАС России разработает Национальный план развития конкуренции

29 сентября 2016 года на заседании Правительства РФ руководитель ФАС России Игорь Артемьев представил ежегодный доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации». Доклад служит основой для определения органами государственной власти приоритетных направлений деятельности по обеспечению конкуренции, а также для разработки законодательных мер по обеспечению конкуренции.

Руководитель ФАС России также выступил с инициативой о разработке национального плана развития конкуренции на 2017–2018 годы. Данная инициатива была одобрена председателем Правительства РФ. Дмитрий Медведев распорядился о необходимости согласования отраслевых министерств с Министерством экономического развития и ФАС России своих программ развития конкуренции в соответствующих отраслях.

Основная задача, которую ставит перед собой ФАС России для развития конкуренции, – уменьшение государственного сектора в экономике. Первый проект Плана был подготовлен еще 5 августа 2016 года. В соответствии с ним, предлагалось добавить ФАС России полномочия по проверке всех законопроектов на предмет ограничения конкуренции и обязать региональные органы отчитываться перед службой путем направления ежегодных отчетов. Однако данный вариант проекта не был поддержан Министерством экономического развития РФ. Доработанный план будет представлен Президенту РФ в ближайшее время.

СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

ОАО «Корпорация «Росхимзащита» удалось убедить ФАС России в своей непричастности к картельному сговору

14 октября 2016 года ФАС России признала ООО «Навигатор-Т», АО «Тамбовмаш», Общероссийскую общественную организацию «Всероссийское добровольное пожарное общество», ЗАО «Химкомплектзащита» и ООО «Стронг Групп» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при проведении торгов по закупке МВД России самоспасателей СПИ-20 и СПИ-50. В результате сговора была завышена цена контракта и обеспечена победа ООО «Навигатор-Т».

Первоначально в качестве ответчика по данному делу также привлекалось ОАО «Корпорация «Росхимзащита», разработчик и производитель данных самоспасателей, однако несмотря на то, что общество выполняло просьбы ООО «Навигатор-Т» и направляло заказчику нужные ему письма, общество смогло убедить ФАС России в том, что его действия не содержат признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В своих возражениях на заключение об обстоятельствах дела ОАО «Корпорация «Росхимзащита» указало, что направленные им письма не содержали данных о конкретных ценах на самоспасатели и, следовательно, они не могут рассматриваться как попытка поддержания цен на торгах. Изучив возражения общества, комиссия ФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях компании нарушения Закона о защите конкуренции.

Данный пример свидетельствует о значимости нового института антимонопольного процесса – заключения об обстоятельствах дела, призванного предоставить ответчику право защищаться против внятных и окончательных обвинений ФАС России. Изначально идея данного института была разработана Ассоциацией антимонопольных экспертов.

Суд признал необоснованным довод антимонопольного органа о сговоре продавцов на рынке гречневой крупы

4 октября 2016 года Арбитражный суд Поволжского округа признал недействительным решение Татарстанского УФАС России, признавшего ООО «Зельгрос», ЗАО «Тандер», ООО «Ашан», ООО «Агроторг» и ЗАО «Торговый дом «Перекресток» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Нарушение, по мнению УФАС, выразилось в заключении антиконкурентного соглашения, которое привело или могло привести к установлению, поддержанию розничных цен на гречневую крупу на территории города Казани.

Отменяя решение антимонопольного органа, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств согласованности и синхронности действии продавцов. По мнению суда, компании руководствовались исключительно экономическими обстоятельствами и своей ценовой политикой, а не антиконкурентными договоренностями между собой, а координация действий участников рынка не была взаимовыгодна для компаний.

Так, суд признал обоснованными доводы компаний о том, что в связи с действиями поставщиков по повышению оптово-отпускных цен на гречневую крупу они были вынуждены закупать ее по более высоким ценам и, соответственно, изменять розничные цены, а также, что другим фактором, повлиявшим на изменение розничных цен, стал рост расходов на ведение коммерческой деятельности, а именно внереализационных расходов и расходов, связанных с изменениями обменного курса валют.

Компании-ответчики представили в суд независимый экспертный отчет, содержащий анализ фактических действий участников рынка, доказывающий, что их действия были направлены на увеличение или на сохранение объемов продаж при сдерживании роста закупочных и розничных цен, что противоречило бы антиконкурентному соглашению, если бы оно имело место в действительности.

Проведенный компаниями анализ динамики реализации гречневой крупы показал, что объем продаж по всей номенклатуре гречневой крупы в магазинах на территории Казани за ноябрь - декабрь 2014 года снизился по сравнению с уровнем октября того же года на 35%. Такое снижение нивелирует для организации розничной торговли эффект роста маржи на единицу реализуемой продукции в абсолютном выражении, так как суммарный объем маржи будет расти непропорционально росту наценки на единицу продукции, а при существенном падении объемов реализации будет снижаться. Таким образом, несмотря на изменение маржи в абсолютном отношении в связи с ростом в ноябре - декабре 2014 года закупочных цен на гречневую крупу, сумма маржи в ноябре и декабре 2014 года последовательно снижалась по сравнению с уровнем октября 2014 года.

Следует также отметить, что УФАС по Республике Татарстан не проводило сравнительный анализ уровня затрат и прибыли торговых организаций от реализации гречневой крупы в исследуемый период, а иных доказательств получения торговыми организациями сверхприбыли в связи с реализацией гречневой крупы представлено не было.

Арбитражный суд признал недоказанным факт необоснованно высокого темпа повышения цен ООО «ЭК Безменовский» на рынке оптовой реализации гречневой крупы

12 октября 2016 года Арбитражный суд Западно-Сибирского округа оставил без изменения решение и постановление судов низших инстанций, удовлетворивших требования ООО «Элеваторный Комплекс Безменовский» о признании недействительным решения УФАС по Новосибирской области, признавшего компанию нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По мнению УФАС, нарушение выразилось в необоснованно высоком темпе повышения отпускных цен на гречневую крупу для торговых сетей. Такая квалификация нарушения встречается впервые. Антимонопольный орган указал, что в условиях неизменности закупочных цен на гречневую крупу ООО «Элеваторный Комплекс Безменовский» в период с августа по декабрь 2014 года повысила отпускные цены на гречневую крупу в среднем в 2,5 раза, что экономически необоснованно и приводит к ущемлению интересов потребителей данного продовольственного товара.

Арбитражный суд Новосибирской области выявил нарушения, допущенные УФАС при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке, и указал на недоказанность факта доминирующего положения компании на рынке оптовой реализации гречневой крупы на территории Новосибирской области в 2014 году в составе группы лиц, равно как и вины в повышении цен необоснованно высокими темпами.

Так, АС ЗСО сделал вывод о том, что антимонопольным органом проведен опрос не всех организаций, осуществляющих розничную реализацию гречневой крупы через торговые сети и магазины в Новосибирской области, а также то, что опрошенные организации представили конкретные данные о поставщиках и объемах приобретенной у них гречневой крупы. Помимо этого, управлением не был документарно подтвержден довод о нерегулярности поставок гречневой крупы из других регионов.

В обоснование довода о необоснованно высоких темпах роста цен антимонопольный орган ссылался на рост рентабельности только в ноябре 2014 года. По мнению суда, УФАС не были учтены особенности рынка реализации гречневой крупы, связанные с сезонностью, а именно то, что рост товарооборота происходит в 4 квартале, когда собран урожай и товар поступает в продажу, соответственно, рентабельность продаж всегда увеличивается в данный период времени. Тем временем анализ рентабельности за весь 2014 год антимонопольным органом не проводился.

ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ

США не введут пошлины против российской стали

Комиссия по международной торговле США, уполномоченная исследовать воздействие демпингового и субсидируемого импорта на промышленность США, приняла решение не вводить антидемпинговые пошлины против импорта холоднокатаного проката российскими компаниями. Комиссия признала, что объем импорта из России в США по сравнению с объемом импорта из других стран ничтожно мал.

В марте 2016 года Управление по международной торговле Министерства торговли США заявило, что подозревает Китай, Корею, Индию, Японию, Великобританию, Бразилию и Россию в установлении демпинговых цен на холоднокатаный прокат, и ввела предварительные антидемпинговые пошлины. Произошло это через месяц после того, как российские металлурги попали под подозрение в Евросоюзе, где уже в августе Европейская комиссия ввела для них пошлины от 18,7 до 36,1%.

ПРОЕКТЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Проект приказа ФАС России «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов)»

Необходимость принятия данного приказа обусловлена возложенными на ФАС России Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования тарифов на товары и услуги. Законопроект определяет сроки и последовательность административных процедур при осуществлении проверок за установлением регулируемых государством цен.

В связи с принятием данного проекта подлежит к признанию утратившим силу приказ ФСТ России от 26.01.2012 № 23-э «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов, надбавок, платы, ставок), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации».

Проект Постановления Правительства «Об установлении требований к устанавливаемому органом исполнительной власти субъекта РФ для целей осуществления закупок в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта РФ в соответствии с таким государственным контрактом, а также к порядку определения цены контракта, заключаемого с поставщиком-инвестором»

В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе» №44-ФЗ на основании акта высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ проводится конкурс на заключение государственного контракта на поставку товара, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и освоению производства такого товара на территории субъекта Российской Федерации.

В указанном акте высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ определяются в том числе:

- общие требования к порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается в соответствии с таким государственным контрактом;

- орган исполнительной власти субъекта РФ, устанавливающий:

а) порядок определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта РФ в соответствии с таким государственным контрактом, с учетом общих требований, предусмотренных пунктом 6 настоящей части;

б) порядок определения цены контракта, заключаемого с поставщиком-инвестором.

Проектом постановления предлагается установить требования к устанавливаемому органом исполнительной власти субъекта РФ для целей осуществления закупок в соответствии порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта РФ в соответствии с государственным контрактом, а также к порядку определения цены контракта, заключаемого с поставщиком-инвестором.