+7 (495) 93 77 123

Информационный бюллетень практики международного экономического комплаенса (Выпуск 4, 2019).

14 июня, 2019

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

БЛОКИРУЮЩИЙ СТАТУТ ЕС ПРОДОЛЖИТ ДЕЙСТВОВАТЬ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПОСЛЕ BREXIT.

В рамках реализации политики по защите торговых интересов после выхода Великобритании из ЕС, Парламентом было одобрено Регулирование о продолжении действия блокирующего статута ЕС, позволяющего вести хозяйствующим субъектом операции с Ираном (Protecting Against the Effects of the Extraterritorial Application of Third Country Legislation (Amendment) (EU Exit) Regulations 2019).Документ вызвал огромный интерес законодателей как во время дебатов в Палате общин, так и в Палате лордов.

Во время дебатов законодатели задавали представителям Правительства вопросы о работе и совместимости нового регулирования с механизмами E3 и INSTEX, а также совместного плана действий по Ирану (JCPOA). Представители Правительства подчеркнули, что механизмы регулирования статута для ЕС перейдут на национальную, британскую основу. Британский бизнес сможет обращаться за разрешением на соблюдение американских ограничений непосредственно к Государственному секретарю по вопросам международной торговли, а в Британии будут действовать схожие с ЕС механизмы защиты («We do not recognise the extraterritorial power of the US regulations, and we are therefore legislating to ensure that British companies do not have to comply with them in our courts or indeed elsewhere»).


СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ.


ПРЕДСТАВЛЕНА СТРУКТУРА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ OFAC.

2 мая 2019 года Казначейство представило Структуру обязательств по соблюдению требований OFAC (A Framework for OFAC Compliance Commitments). Настоящий документ демонстрирует заинтересованным хозяйствующим субъектам требования и ожидания OFAC в сфере программ санкционного комплаенса.

Хотя Казначейство допускает дифференцированный подход каждого хозяйствующего субъекта к санкционному регулированию, оно, тем не менее, предписывает включать в санкционные программы следующие пять элементов:

1. Приверженность руководства.

Приверженность руководства выражается в продвижении и соблюдении руководством «Культуры комплаенса». Предполагается, что руководство организации ознакомилось и приняло санкционную политику, часто взаимодействует и встречается с комплаенс-командой, а в организации есть должность санкционного офицера. При этом, руководством обеспечивается автономность, достаточность в сфере полномочий и принятий решений, а также всецелое ресурсное обеспечение комплаенс-команды.

При обнаружении и устранении нарушений руководству предписывается предпринять все возможное для исключения рецидивов.


2.Оценка рисков.

Под оценкой рисков предполагается комплексное изучение всевозможных потенциальных угроз, которые могут стать нарушением санкционного регулирования. Организациям предписывается тщательнейшим образом следить за санкционными рисками при выстраивании отношений с новыми клиентами (Процедуры KYC и on-boarding, применение матрицы риска OFAC), а также при проведении процедур в сфере M&A.

Оценка рисков может распространяться на:

(1) клиентов, субъектов цепочки поставки, посредников и других контрагентов,
(2) товары и услуги, которые они предлагают, включая составные части таких товаров и услуг с точки зрения финансовой или коммерческой составляющей продукта,
(3) географическое местонахождение организации, равно как и её клиентов, субъектов цепочки поставок, посредников и контрагентов.

3.Внутренний контроль.

Целью внутреннего контроля является идентификация, предотвращение и устранение нарушений санкционного режима, равно как и должное сохранение сведений о таких действиях. Задачами внутреннего контроля, среди прочего, является донесение до всего персонала организации сведений о своей деятельности по администрированию и вкладу в программу санкционного комплаенса, равно как и контроль за ознакомлением с программой со стороны персонала.

Внутренний контроль также должен создать условия, при которых сотрудники бы могли безопасно сообщать о нарушениях санкционного режима, либо о подозрениях в нарушении санкционного режима профильным должностным лицам организации.

Документом Казначейства также подчеркивается, что частью системы внутреннего контроля организации должен являться внутренний или внешний аудитор.


4. Тестирование и аудит.

Казначейство видит независимое тестирование и аудит одним из самых важных компонентов функционирования программ санкционного комплаенса. При этом подчеркивается, что одной из ключевых компетенций тестирования и аудита является надзор за новейшим состоянием необходимого для осуществления комплаенса ПО, систем и других технологий. Осуществление мероприятий по тестированию и аудиту допускается как по конкретному сектору санкционной политики, так и в масштабе организации.


5.Обучение.

Просвещение сотрудников организации по средствам обучения в сфере санкционного регулирования должно находиться среди приоритетов. Предполагается, что сотрудники обязаны проходить подготовку в сфере санкционного регулирования по меньшей мере раз в год, а организация должна стимулировать участие в этом процессе. По результатам прохождения обучения крайне рекомендуется провести оценку полученных знаний.


Наличие политики по санкционному комплаенсу как смягчающее обстоятельство при рассмотрении дел регулятором.

Среди прочего, Казначейство указывает, что наличие санкционной программы является смягчающим обстоятельством при рассмотрении регулятором нарушений санкционного режима. Так, при определении меры ответственности Казначейство будет рассматривать фактическое наличие, природу и достаточность санкционной программы. При определении категории дела, соответствие санкционной политики Структуре обязательств по соблюдению требований OFAC может быть одним из решающих факторов при отнесении к категории дел, не являющихся вопиющими (non-egregious case). Более того, прописанная в санкционной политике программа устранения выявленных нарушений может сильно смягчить ответственность за нарушение санкционного режима в рамках Общего фактора “F” – незамедлительного устранения нарушения (remedial response).


ДЕЛО HAVERLY SYSTEMS INC.

25 апреля 2019 года Казначейство США анонсировало Соглашение об урегулировании с компанией Haverly Systems Inc. Созданная в Нью-Джерси и имеющая офисы в Калифорнии и Техасе, технологическая компания берёт на себя обязательства по выплате $75,375 в доход федерального бюджета за два нарушения санкционного режима в отношении РФ (Ukraine Related Sanctions Regulations, 31 C.F.R. part 589 (URSR), связанных с ведением хозяйственной деятельности и финансировании находящейся под секторальными санкциями ПАО «Роснефть».

Из раскрытых обстоятельств дела известно, что в 2015 году компания оказывала технологические услуги в виде предоставления лицензии на ПО и технического обслуживания ПО для ПАО «Роснефть», находившейся под секторальными санкциями США (SSI). Более того, действия компании, направленные на сбор дебиторской задолженности, которая превысила несколько месяцев, были признаны Казначейством запрещённым санкционным регулированием долговым финансированием, с общим сроком более 90 дней.

В деле также упоминается, что ПАО «Роснефть» откладывала и переносила момент оплаты мотивируя это необходимостью получения определенных налоговых документов. Два счета, выставленные за услуги, ПАО «Роснефть» оплатила только 31 мая 2016 года (первый счет) и 11 января 2017 года (второй счет). Хотя в деле и указывается, что между 31 мая 2016 года и 11 января 2017 года ПАО «Роснефть» четыре раза пыталась осуществить оплату услуг по выставленному счету, ПАО «Роснфеть» вполне могла использовать санкционный режим для злоупотреблений и вообще не осуществлять оплату услуг, играя на страхах и рисках американского контрагента.

После нескольких неудачных попыток получить причитающуюся оплату (все попытки произвести банковские операции от ПАО «Роснефть американскому контрагенту были заблокированы банками как несоответствующие санкционному режиму), компания воспользовалась советом ПАО «Роснефть» и выпустила ещё один счёт на оплату услуг, значительно изменив в нём ряд деталей. Выставив ПАО «Роснефть» изменённый счет, американский контрагент наконец получил долгожданную оплату.

Примечательно, что Казначейство не признает само дело вопиющим (“egregious case”), а компанию Haverly Systems Inc. считает не самым значительным хозяйствующим субъектом (“Haverly is a small company with a limited number of employee”). Хотя Казначейство называет общие действия компании минимальным нарушением санкционного режима («minimal actual harm to the sanctions program objectives»), действия по второму счету были названы «Опрометчивым пренебрежением по отношению к санкциям США» (“Reckless disregard for U.S. economic sanctions requirements”).

Возможно, такие противоречивые формулировки свидетельствуют о политическом характере дела, что крайне показательно.

 

ВНЕСЕНИЕ В САНКЦИОННЫЕ СПИСКИ СОБР «ТЕРЕК» И РЯДА РОССИЙСКИХ СИЛОВИКОВ.

16 мая 2019 года Казначейство внесло спецотряд «Терек» вместе с его командиром Абузайдом Висмурадовым, а также ряд других российских силовиков в блокирующий санкционный список (SDN). Казначейство обосновывает свои действия выполнением так называемого «Акта Магнитского», в рамках которого оно наказывает тех, кто имел отношение к содержанию под стражей, пытках и смерти Сергея Магнитского, а также систематических нарушителей прав человека.


В пресс-релизе отмечается, что «Терек» играл ключевую роль в компании против ЛГБТИ-сообщества Чечни. Внесение в санкционные списки также охватывает ряд российских силовиков, в числе которых должностные лица МВД и ФСИН.


НОВЫЕ САНКЦИИ ПРОТИВ ОБОРОННОГО СЕКТОРА РОССИИ.

22 мая 2019 года Государственным департаментом США были введены ограничения против тульского Конструкторского бюро приборостроения имени академика Шипунова, московского машиностроительного завода «Авангард» и военного учебного центра из Гатчины за нарушение законодательства о нераспространении оружия массового уничтожения в Иране, КНДР и Сирии. В рамках введенных ограничений хозяйствующие субъекты отстраняются от участия в государственных закупках и более не могут участвовать в системе торговли военной продукции США.

Основанный в 1942 году «Авангард» является единственным поставщиком ракет для противоракетных комплексов С-300 и С-400. С 2002 года предприятие входит в группу Алмаз-Антей.

Основанный в 1927 году КБП им. Шипунова производит огнестрельное оружие, боеприпасы, системы противовоздушной обороны, автопушки, поворотные пушки, турели, дистанционно управляемые оружейные станции, зенитные пушки, системы оружия для танков и бронетехники, ракеты, ПТУР, артиллерийские снаряды, минометные снаряды, системы наведения, высокоточное оружие, системы ближнего вооружения, а также гранатометы. Предприятие является частью ГК «Ростех».


ВОЗОБНОВЛЕНИЕ НЕФТЯНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ КНР И ИРАНОМ.

Открыто игнорируя американские санкции на торговлю с Ираном, Китай возобновил закупку иранской нефти. Как отмечает Bourse & Bazaar, на фоне значительно ухудшающихся отношений с США, действуя через государственные корпорации, КНР начала закупать нефть из Ирана.


Согласно проведенному изданием анализу, 17 мая 2019 года, в день визита министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавад Зарифа в КНР, в КНР был отправлен танкер PACIFIC BRAVO, погрузивший на борт 2 миллиона бареллей нефти из терминалов Soroosh и Kharg.

Хотя PACIFIC BRAVO и держит курс на Индонезию, совсем недавно он был приобретён Банком Кунлуна (Bank of Kunlun), финансовой организаций, находящейся под контролем государственного нефтяного концерна CNPC. Как полагает TankerTrackers.com, именно Китай является конечным курсом нефтяного танкера. Казначейство США прокомментировало ситуацию и подчеркнуло наличие серьезных санкционных рисков. Стоит отметить, что Банк Кунлуна неоднократно был объектом повышенного внимания со стороны Казначейства США.

Официальный Пекин заявил, что порицает односторонние действия США в отношении Ирана. Отмечается, что до настоящего момента Пекин не призывал свой бизнес открыто обходить американские санкции и вести двустороннюю торговлю с Ираном.


ДЕРИПАСКА ПУБЛИКУЕТ НА СВОЁМ САЙТЕ НЕКОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ ВЕРСИЮ КЕЙС-ФАЙЛА OFAC О СЕБЕ И ОТВЕТ НА НЕГО.

27 мая 2019 года Олег Дерипаска опубликовал на своём личном сайте неконфиденциальную версию кейс-файла OFAC о себе (Evidentiary Memorandum).

Документ в основном содержит публикации СМИ, в числе которых Forbes, The Telegraph., The Guardian, The Times, а также некоторые нормативные документы санкционных программ США. Ряд материалов засекречена.

Вместе с этим Дерипаска на своём сайте публикует ответ на меморандум, где критикует ряд аргументов OFAC и заявляет, что сам документ очень сырой (“poorly researched report”).