Назад к разделу Аналитика

Информационный обзор практики Разрешения судебных споров и медиации (Выпуск 1, 2014)

Минюст России подготовил и направил на общественные обсуждения пакет законопроектов, направленный на реформирование третейского разбирательства в Российской Федерации.

Правительство России ранее сообщило, что, выполняя поручение Президента РФ, подготовило комплекс мер по реформированию и развитию третейского судопроизводства, направленный на повышение привлекательности третейской формы разрешения споров, сокращение количества третейских институтов с одновременным улучшением качества их работы, устранение «карманных» судов, противодействие преступным схемам с использованием третейских судов, обеспечение конкурентоспособности российских третейских институтов, что позволит в том числе бороться с существующей «офшоризацией» крупных споров с участием российских компаний.

Предлагается наделить правом учреждать третейские суды только некоммерческие организации, которые должны будут получить предварительное разрешение на создание третейского суда в специализированной комиссии при Минюсте России.

Разработчики пытались решить проблему арбитрабильности споров. В законопроект вошла норма о том, что арбитрабильными признаются «споры из гражданско-правовых и иных частноправовых отношений, если стороны спора в соответствии с законодательством Российской Федерации могут свободно распоряжаться своими процессуальными правами в рамках таких споров (изменять основания и предмет иска, признавать иск, отказываться от иска и заключать мировое соглашение)».

Безусловно, решения третейских судов, как и раньше, не будут публиковаться (одним из важнейших преимуществ третейского арбитража с точки зрения компаний в России является его конфиденциальность), но впервые вводится требование хранить дела до 10 лет и публиковать сведения о факте подачи исков по корпоративным спорам в конкретный третейский суд.

Но несмотря на то, что Минюст активно продвигает реформу третейских судов (коммерческих арбитражей), предполагающую, среди прочего, расширение их возможной компетенции, ВАС РФ действует в противоположном направлении, вынося решения, сужающие круг арбитрабильных споров. ВАС РФ вынес решение, в котором признал неарбитрабильными споры, вытекающие из договоров аренды лесных участков. При этом тройка судей подчеркнула: «При передаче лесных участков в аренду имеет место совокупность публичного интереса, публичного субъекта и публичных (бюджетных) средств». Это значит, что «третейские суды не обладают компетенцией на рассмотрение споров ни при заключении договоров аренды лесных участков, ни по вопросам их недействительности».

Это решение ВАС РФ – еще один пример непоследовательной политики по «развитию» альтернативных способов разрешения споров в России. Только в январе 2014 года ВАС РФ исключил из компетенции арбитражей споры по поводу государственных и муниципальных контрактов из-за чрезмерной концентрации общественно значимых публичных элементов в таких отношениях. По мнению экспертов, подход ВАС РФ несправедлив и противоречит международным тенденциям, если учесть, что за рубежом большую долю разбирательств в арбитраже составляют как раз споры с публичными образованиями.

Президент России подписал закон о создании обновленного Верховного Суда Российской Федерации

6 февраля Владимиром Путиным был подписан ряд законов, об объединении двух высших судебных инстанций – Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

Подписанием трех законов – Закона Российской Федерации о поправке к Конституции «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» – завершается процесс формирования вновь созданного Верховного Суда Российской Федерации как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом. Новый Верховный Суд будет давать разъяснения по вопросам судебной практики, а главное, осуществлять судебный надзор за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов. Таким образом, Новый ВС РФ не будет относиться к системе судов общей юрисдикции, в связи с чем вносятся соответствующие изменения в положения, устанавливающие перечень видов федеральных судов.

Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Изменения в законодательство вступят в силу по истечении 180 дней, отсчитывая с 15 февраля 2014 г.

Законопроект Минэкономразвития, существенно усложняющий сделки с недвижимостью в отношении иностранных лиц и подконтрольных им российских субъектов, прошел стадии публичного обсуждения и может быть передан Правительству и внесен в Государственную Думу

Проект Минэкономразвития России, предусматривающий обязательное получение иностранными гражданами разрешения на совершение сделки с недвижимостью, находящейся на территории России («Об особенностях совершения иностранными лицами, лицами без гражданства, юридическими лицами РФ, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) которых иностранные лица, лица без гражданства, имеют долю в размере, составляющем пятьдесят и более процентов, сделок, направленных на возникновение, переход права собственности или права пользования на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории РФ, и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»; прошел стадии публичного обсуждения.

Разрешение, которое будет выдаваться Федеральной миграционной службой, потребуется для сделок, в результате которых возникает либо переходит право собственности на объекты недвижимости или право пользования этими объектами для иностранных физических и юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием в размере 50 процентов и более.

На данном этапе проект проходит процедуру антикоррупционной экспертизы до 15 марта, после чего проект может быть направлен в Правительство РФ и вскоре внесен в Государственную Думу России.