Назад к мероприятия

ФАС подготовила законопроект о компенсациях вместо возмещения убытков за нарушение антимонопольного законодательства

Разработанный Правовым управлением ФАС России законопроект предусматривает внесение изменений в статью 37 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которая содержит положения о применении мер ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Предусматривается, что лица, чьи права и интересы были нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе потребовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков, определяемых в соответствии гражданским законодательством Российской Федерации, выплаты компенсации в размере от одного 1 до 15  процентов от стоимости товара, реализованного с нарушением требований антимонопольного законодательства, определяемой по усмотрению суда, исходя из характера нарушения.

Данный законопроект представляется ФАС России в качестве результата работы по реализации пункта дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной распоряжением Правительства РФ в 2012 году. Между тем, такой подход, равно как и предлагаемая авторами концепция не нашли единогласного одобрения среди участников дискуссии. В частности, было отмечено о необходимости доработки законопроекта по следующим моментам:

  1. определить круга субъектов, имеющих право на обращение с иском о выплате такой компенсации;
  2. определиться и обосновать соответствующее решение, необходимо ли доказывать факт наступления убытка;
  3. определить круг нарушений антимонопольного законодательства, в которых потерпевшие могут требовать компенсации вместо взыскания убытков, в том числе, чтобы избежать взыскания компенсации в случаях, где не имела место реализация товара;
  4. уточнить порядок исчисления компенсации в части правильного определения базы для расчета - стоимости товаров, работ, услуг, реализованных (или приобретенных) с нарушением антимонопольного законодательства;
  5. избежать переложения доказывания отсутствия убытка или его меньшего размера на ответчика;
  6. разрешить проблемы с одновременным применением нескольких видов публичной ответственности.

Стоит отметить, что отдельными участниками состоявшейся дискуссии инициатива ФАС России была встречена серьезной критикой и расценена как недопустимая.

На состоявшемся обсуждении Ярослав Кулик также рассказал о статусе работы рабочей группы по мониторингу хода реализации дорожной карты, в частности, о статусе подготовки соответствующего проекта федерального закона. Напомним, что к октябрю 2014 года рабочая группа должна представить проект Правительству РФ.