Назад к новостям

ФАС России усиливает контроль за фарм-рынком

С начала 2018 года ФАС России формирует правоприменительную практику и усиливает меры контроля в области ценообразования лекарственных препаратов, не входящих в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Еще апреле прошлого года ведомство возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению Правительства Москвы в отношении российского дочернего общества одной из крупнейших международных фармацевтических корпораций (1). В заявлениях столичного Правительства отмечалось, что для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи Департамент здравоохранения Москвы запросил коммерческие предложения у потенциальных поставщиков. В результате анализа поступивших предложений заявитель выявил существенное завышение стоимости лекарственных препаратов по сравнению с 2015 годом.

Антимонопольное ведомств установило, что на момент рассмотрения дела о нарушении фармацевтическая компания-ответчик занимала доминирующее положение (являлась единственным поставщиком онкологического препарата на территории Российской Федерации) и увеличила цену препарата со 118 481,82 руб. до 159 950,46 руб. (на 35%) за упаковку.

Антимонопольный орган установил также, что компания закупала онкопрепараты по цене на 22,8% ниже по сравнению с предыдущими периодами. В частности, цена за упаковку в сентябре-октябре 2015 г. составляла 114 210,39 руб. А с октября 2015 г. по март 2016 г. включительно закупочная цена даже снизилась до 88 220,88 руб. за упаковку.

Как правило при рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган принимает во внимание экономическое, технологическое, правовое, иное обоснование установления то или иной цены товара. По объяснениям компании, увеличение цены на лекарственный препарат было вызвано изменением коммерческих условий обращения лекарственного препарата на рынке в связи с разницей торговых политик и предоставляемых бонусов (скидок), а также существенным снижением курса рубля по отношению к евро.

Однако эти объяснения антимонопольное ведомство не сочло убедительными, и 11 января 2018 года признало компанию нарушившей пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольной высокой цены и выдал предписание устранить завышение цен на онкопрепарат, одновременно призвав остальную фармацевтическую отрасль не манипулировать ценами на лекарства.

Важно, что онкопрепарат, указанный в настоящем деле не относится к списку жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Данное обстоятельство означает, что государство не участвует в регулирование его цены.
При этом, как отмечают представители антимонопольного ведомства, дело, возбужденное по обращению покупателя – Правительства г. Москвы, приобретающего онкопрепарат для обеспечения пациентов в рамках программы госгарантий, прецедентно, поскольку стало первым в данной категории (2), а именно – в отношении компаний-производителей препаратов, не входящих в список ЖНВЛП

Т.е. дело свидетельствует о целенаправленном усилении мер контроля со стороны антимонопольного органа в области ценообразования лекарственных препаратов, в том числе и на препараты, не входящие в список ЖНВЛП.
Учитывая, что в ноябре 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о необходимости навести порядок на российском фармацевтическом рынке, можно предположить что антимонопольный орган начал активно формировать правоприменительную практику по делам о ценообразовании в фармации.

Представитель антимонопольного ведомства в прессе выразил надежду, что фармацевтическое сообщество примет во внимание решение ФАС России и «откажется от манипулирования ценами на лекарства, в том числе не входящими в перечень ЖНВЛП» (3).

 

По вопросам законодательных основ и практики регулирования в фармации обращайтесь, пожалуйста, к советнику, руководителю группы практики антимонопольного регулирования ART DE LEX Ирине Акимовойi.akimova@artdelex.ru

1. Определение ФАС России о назначении дела № 1-10-30/00-18-17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

2. https://fas.gov.ru/news/23636

3. https://www.rbc.ru/society/12/01/2018/5a5865b19a7947135a9e476e