Назад к новостям

Конституционный Суд РФ рассмотрит вопрос о правовой природе писем ФНС России

На 26.02.2015 г. назначено заседание Конституционного Суда РФ (КС РФ) по жалобе ОАО «Газпром нефть». Текст самой жалобы в открытом доступе отсутствует. Вместе с тем, из ранее вынесенных по данному вопросу судебных актов и комментариев представителей самой компании можно предположить, что предметом рассмотрения будет являться понимание нормативного правового акта, следующее из ст. 2 конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации», по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой.

Существо спора состоит в том, что, по мнению нефтегазовой компании, Письмо ФНС России от 21.08.2013 г. № АС-4-3/15165 «О налоге на добычу полезных ископаемых» (Письмо) устанавливает не предусмотренную налоговым законодательством обязанность налогоплательщика по изменению (перерасчету) размера налоговых обязательств по НДПИ за завершенные налоговые периоды, в отношении которых налоговые обязательства налогоплательщиком надлежащим образом исполнены. Представители нефтяной компании обращали внимание Высшего Арбитражного Суда на то, что документ является НПА и, таким образом, носит общеобязательный характер.

Однако ВАС РФ выразил иное мнение. В своем Определении от 10 апреля 2014 г. № ВАС-898/14 Суд указал, что рассматриваемое письмо ФНС России не удовлетворяет такому признаку НПА как общеобязательность. По мнению Суда, Письмо представляет собой лишь «разъяснение в связи с обращениями налоговых органов».

Не согласившись с выводами Суда, ОАО «Газпром нефть» обратилось в КС РФ. Представители нефтяной компании признают, что с формальной точки зрения письма ФНС не являются НПА, но де-факто все подразделения налоговой службы руководствуются разъяснениями ФНС России. Кроме того, представители компании обратили внимание на то, что понятие НПА в правоприменительной практике до сих пор отсутствует, а понятие НПА, на которое ссылается ВАС РФ, основано лишь на формальных признаках и исключает возможность оспаривать и иные решения властей.

Юридическое сообщество надеется, что КС РФ наконец поставит точку в споре о юридическом статусе и силе писем налогового органа, что позволит избежать в дальнейшем подобных споров. Следует понимать, что письма ФНС России де-юре не являются НПА, но по своему характеру воздействия на общественные отношения они схожи с ними. Кроме того, как верно отметили представители ОАО «Газпром нефть», от нижестоящих налоговых органов требуется неукоснительно следовать письмам вышестоящего налогового органа, что затрагивает права широкого круга налогоплательщиков.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что спорный статус писем ФНС России зачастую играет на руку недобросовестным чиновникам, которые при возникновении споров всегда могут сослаться на то, что документ не является обязательным, сняв тем самым вопросы о неисполнении рекомендаций налогового органа. Вместе с тем, по факту Газпром нефть пытается исключить невыгодное для нее возможное толкование норм налогового законодательства и связанных с ним подзаконных актов в отношении порядка исчисления и возможного пересчета НДПИ.