Назад к новостям

Минфин России подготовил чрезвычайно жесткий законопроект о налогообложении иностранных «дочек» российских компаний

Минфин России опубликовал для обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и повышения эффективности налогового администрирования иностранных организаций)», разработанный во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Минфин разработал законопроект о контролируемых иностранных лицах (CFC). Его цель — обложить налогами в России деньги, выводимые за рубеж.

Минфин предлагает введение новых субъектов налогообложения – контролируемые иностранные компании и контролирующие лица.

Налогом будут облагаться доходы российских компаний и физических лиц от иностранных «дочек» и офшорных структур. Контролирующими признаются лица, которые контролируют деятельность первых. Понятие «осуществление контроля» сформулировано как «оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые контролируемой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.»

Достаточно прямо или косвенно владеть более чем 10% компании (траста и т. п.), которая расположена в стране, подпадающей под закон о CFC. Если эта компания не возвращает доходы в Россию в виде дивидендов, налог должен уплачиваться с части ее нераспределенной прибыли, приходящейся на российского резидента.

ФНС будет считать эту нераспределенную прибыль как часть дохода российского резидента. Планируемая ставка для организаций составит 20%, для граждан — 13%. Ставка же налога на дивиденды, перечисленные в Россию, составляет 9%, а если деньги идут не из офшора, то возможно освобождение от налога. Таким образом, скрывать прибыль будет не выгодно. При этом прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогам у налогоплательщиков, признаваемых контролирующими лицами этой контролируемой иностранной компании. То есть пользователи офшоров будут сами исчислять и платить налог на прибыль контролируемой иностранной компании.

Важно, что налоговая база, определяемая контролирующими лицами по прибыли контролируемых ими иностранных компаний, не подлежит уменьшению на величину расходов по прочей деятельности, а также убытков, полученных от прочей деятельности таких лиц. Но из налоговой базы можно вычесть сумму дивидендов, выплаченных за счет прибыли контролируемой иностранной компании.

Налог будет взиматься с владельцев иностранной компании, даже если она ведет реальную деятельность, а не является «пустышкой». Многие страны делают разграничения, взимают налог только с фиктивных компаний, но министерство против избирательного подхода, так как будет сложно администрировать налог.

Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, обязаны представить в налоговый орган уведомление о своем участии в иностранной компании.

Кроме того, в НК РФ появятся новые составы, связанные с поправками: непредставление налоговому органу сведений влечет штраф в размере 100 000 рублей; неуплата контролирующим лицом сумм налога влечет штраф в размере 20% от суммы прибыли контролируемой иностранной компании, но не менее 100 000 рублей.

Законопроект предлагается распространить на структуры, расположенные не только в офшорах, которые входят в список Минфина, но и в низконалоговых юрисдикциях (по специальному списку стран). Юристы полагают, что у Кипра есть шанс не попасть в список: в странах ОЭСР к низконалоговым относятся те, у которых ставка налога на прибыль ниже 10%, на Кипре — 12,5%.

В новый список могут попасть не только государства, но и отдельные административные образования (в которых действует льготный налоговый режим), а также отдельные доходы и финансовые операции.

Основной проблемой при применении нового закона может стать получение информации о бенефициарах и доходах иностранных компаний. Необходимые для этого соглашения заключены пока что только с некоторыми низконалоговыми юрисдикциями. Однако Россия собирается ратифицировать соглашение ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией. Однако из-за ситуации в Крыму присоединение России к ОЭСР приостановлено.

Вступить законопроект может уже с 1 января 2015.

Источники:

http://regulation.gov.ru/project/13336.html#.html

http://www.vedomosti.ru/

http://zakon.ru/