Назад к новостям

Минюст России намерен предоставить Верховному Суду РФ возможность ужесточать наказание по административным делам в отношении субъектов предпринимательской деятельности

Летом 2014 г. в связи с упразднением ВАС РФ были внесены поправки в КоАП РФ и АПК РФ, согласно которым обжалование постановления по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, осуществляется в соответствии с положениями АПК РФ. Однако дальнейшее обжалование вступивших в законную силу актов в Верховном Суде РФ осуществляется уже по нормам КоАП РФ (глава 30) при условии, что были исчерпаны все иные формы защиты, предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством.
Стоит отметить, что КоАП РФ в 30-ой главе предусматривает единый порядок обжалования вступивших в законную силу актов, тем самым, не выделяя процедуры «второй кассации» и надзора.
Таким образом, процедура обжалования постановлений по делу об административном правонарушении в отношении субъектов предпринимательской деятельности стала регулироваться разными нормативными актами – АПК РФ (апелляция и кассация в арбитражных судах) и КоАП РФ (обжалование в Верховном Суде РФ вступивших в силу актов, что, по сути, схоже с процедурой надзора), которые содержат различные подходы, в частности, к возможности установления наказания судом при оспаривании постановления по делу об административном правонарушении. Так, Верховный Суд РФ, рассматривая жалобу в соответствии с гл. 30 КоАП РФ, при изменении постановления по делу об административном правонарушении и (или) решения по результатам рассмотрения жалобы на него не полномочен изменять наказание в сторону ужесточения или иным образом ухудшить положение привлеченного к ответственности лица.
Однако, когда постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в апелляционном или кассационном порядке, как было указано ранее, в соответствии с АПК РФ, то в таком случае арбитражные суды полномочны изменить такое постановление и (или) решение суда, ужесточив административное наказание, или оставить в силе первоначальное постановление по делу об административном правонарушении.
В связи с возникшими различиями в регулировании процедур обжалования еще в апреле 2015 г. Минюст России занялся разработкой законопроекта о внесении изменений в АПК РФ и ст. 30.13 КоАП РФ, направленных на приведение к единому порядку оспаривания постановлений по делу об административном правонарушении и решений по результатам рассмотрения на них жалоб, а именно в соответствии с АПК РФ.
Сам законопроект в настоящей редакции содержит всего 2 статьи. Смысл их в том, что процедура обжалования в Верховном Суде РФ, как и в арбитражных судах, будет регулироваться только АПК РФ, тем самым полностью устраняя регулирование процессуальными нормами КоАП РФ. Однако становится неясным, как минимум, почему законопроект не вносит поправок в статью 207 АПК РФ, которая устанавливает, что процедура обжалования актов по делу об административном правонарушении, регулируется с особенностями, установленными в КоАП РФ.
Новый порядок обжалования в ВС РФ позволит, в частности, как указано ранее, не только ужесточать наказание, но и проводить судебные заседания, в отличие от КоАП РФ, с вызовом и участием сторон, направлять дело на новое рассмотрение ввиду неправильного применения норм материального права. Последнее примечательно тем, что нормы КоАП РФ в настоящее время позволяют Верховному Суду РФ направлять дело на новое рассмотрение только в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ (ст. 30.17 КоАП РФ).
Таким образом, в случае принятия законопроекта станет возможным обжаловать решение по делу об административном правонарушении во «второй кассации» и в надзоре (как уже ранее было указано, последняя процедура схожа с процедурой обжалования вступивших в силу актов по нормам главы 30 КоАП РФ), но с риском ужесточения наказания.
С текстом законопроекта можно ознакомиться, пройдя по ссылке