Назад к новостям

Новая попытка снять корпоративную вуаль

Росфинмониторинг подготовил и представил Правительству РФ законопроект, обязывающий юридических лиц предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах по запросам органов исполнительной власти. Документ был одобрен комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности, но подвергся острой критике со стороны Минэкономразвития России.

Законопроект был разработан в целях реализации Национального плана мероприятий, направленных на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний от 30.04.2014 г. В результате принятия и применения закона планируется повысить прозрачность деятельности юридических лиц, снизить риск их вовлечения в противоправную деятельность, в том числе связанную с легализацией доходов, полученных преступным путем.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ и дополнить КоАП РФ ст. 14.25.1 в части ответственности за несоблюдение требований по раскрытию информации о бенефициарах.

Проект ст. 6.1 указанного федерального закона предполагает, что юридическое лицо должно располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные меры по установлению сведений в отношении своих бенефициаров. В п. 7 предлагаемой нормы установлено, что информация о бенефициарных владельцах юридического лица «подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете». Это положение вызвало критику со стороны Министерства экономического развития РФ, которое указало, что рассматриваемое положение является излишним, поскольку в соответствии с п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (Приказ Минфина России от 29.04.2008 г. № 48н) информация о физических лицах, контролирующих или оказывающих значительное влияние на юридическое лицо, включается отдельным разделом в пояснительную записку к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Таким образом, рассматриваемое положение дублирует существующую норму.

Кроме того, проект предполагает, что для получения необходимой информации юридические лица будут наделены правом запрашивать у своих учредителей и участников — юридических и физических лиц — сведения, необходимые для установления бенефициарных владельцев.

Исходя из текста законопроекта, уполномоченные органы государственной власти вправе по запросу получить от соответствующего юридического лица сведения о бенефициарах. В документе уполномоченные органы не поименованы, указано лишь то, что они могут быть определены Правительством РФ.

За нарушение нормы юридическое лицо будет обязано уплатить штраф в размере 300 – 500 тыс. руб., руководитель юридического лица – нарушителя будет оштрафован на 30–40 тыс. руб., в связи чем КоАП РФ будет дополнен ст. 14.25.1 «Нарушение юридическими лицами обязанности по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах». Также, проект указанной нормы предусматривает, что лицо, принявшее все обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению своих бенефициарных владельцев, освобождается от административной ответственности. Вместе с тем, разработчики не указывают, что входит в содержание «обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер».

Законопроект получил отрицательную оценку Минэкономразвития России, среди прочих недостатков Министерство указало на: (1) отсутствие критериев оценки обоснованности и доступности мер, направленных на получение информации о бенефициарах; (2) отсутствие положений, определяющих порядок и сроки реализации юридическими лицами обязанностей по сбору информации о бенефициарных владельцах; (3) возможность обеспечить установление бенефициарного владельца юридического лица и, следовательно, представления о нем необходимой информации только при наличии структуры владения исключительно в пределах РФ, что необходимо предусмотреть в проекте акта; (4) введение положениями акта избыточных административных и иных ограничений и обязанностей для субъектов предпринимательской деятельности, что способствует возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

В случае принятия законопроекта применение указанных норм, скорее всего, будет связано со значительными трудностями. Если бенефициар владеет российским юридическим лицом через ряд компаний, зарегистрированных в различных юрисдикциях, в этом случае российскому юридическому лицу будет проблематично получить информацию о подобном владельце в связи с наличием ограничений, предусмотренных законодательством иностранных государств. С подобными трудностями столкнутся и государственные органы, поскольку им будет необходимо делать запросы в иностранные компетентные органы, а также проверять предоставленную информацию, которая может стать неактуальной в процессе рассмотрения запроса в иностранном государстве, кроме того, отсутствуют гарантии, что подобная информация будет предоставлена.

При проведении расследования органами исполнительной власти, штрафы в размере до 500 тыс. руб. не компенсируют их затраты, к тому же подобный размер штрафа не способен принудить крупную компанию к исполнению закона, по этой же причине малоэффективны будут и штрафы для руководителей компаний в размере 30-40 тыс. руб. Экономическое обоснование введения штрафов именно в указанном размере Росфинмониторингом не представлено.

Поскольку законопроект находится на рассмотрении в Правительстве РФ, учитывая негативную оценку Минэкономразвития России, текст документа может быть существенно изменен в целях устранения выявленных недостатков. Критика Министерства вполне обоснована, так как в настоящей редакции законопроект не учитывает многочисленные экономические и правовые риски и будет во многом неисполнимым.
С законопроектом можно ознакомиться здесь.