Назад к новостям

От категорий к видам: проект поправок Минэкономразвития в Земельный кодекс

24 февраля 2014 правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела подготовленный Минэкономразвития проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

По поручению президента Владимира Путина правительство должно внести законопроект в Госдуму до 1 марта.

Поправки к Земельному кодексу вывешены для общественного обсуждения на сайте regulation.gov.ru.

Данный законопроект ставит перед собой следующие: снижение барьеров для застройки, улучшение предпринимательского климата в сфере строительства (согласно «дорожной карте»). В настоящий момент смена категории земель, как правило, занимает годы, при том самому процессу перевода земель недостает прозрачности.

Проект отменяет существующее деление земель на семь категорий (населенные пункты, сельское хозяйство, промышленность, водный и лесной фонды, земли запаса и особо охраняемые территории) и вводит зонирование территорий. С 2017 года муниципалитеты будут делить свои территории на зоны, устанавливая для них перечень разрешенных видов использования, которых может быть несколько. Классификацию этих видов предстоит разработать федеральному правительству.

Изначально предполагалось принять документ до конца 2012 года, он был внесен в Госдуму, но затем отложен из-за спорности многих его положений. Фактически законопроект давал местным властям единоличное право устанавливать и изменять границы зон, а также определять разрешенные на них виды деятельности, кроме земель водного и лесного фонда.

В настоящем проекте предпринята попытка устранить эти недочеты путем утверждения приоритета сохранения особо ценных сельхозземель, внесения сведений о них в федеральный реестр, передачи полномочий по принятию решений об установлении и изменении их границ правительству.

В отношении всех территориальных зон устанавливаются градостроительные регламенты.Градостроительный регламент не устанавливается для территориальных зон сельскохозяйственного назначения, территорий лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, особо охраняемых природных территорий, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Для территориальных зон сельскохозяйственного назначения устанавливаются сельскохозяйственные регламенты, требования к содержанию которых устанавливаются Федеральным законом «О землеустройстве».

Регламенты по использованию прочих сельскохозяйственных земель будут разрабатывать власти региона в порядке, также определенном федеральным правительством. Законопроект устанавливает также масштаб строительства объектов для фермерской деятельности на таких землях: среди сельхозсооружений может быть возведен один жилой дом не выше трех этажей, причем власти должны установить максимальный процент застройки участка.

Тем не менее, несмотря на все положительные стороны проекта, в нем содержатся неясности, которые впоследствии могут повлиять на эффективность его применения. Так, в частности, не установлено понятия зоны, не разработан порядок создания и изменения зон, не подготовлен классификатор видов разрешенного использования, отсутствует определение, что считать особо ценными сельскохозяйственными землями и пр. Представляется, что законопроект нуждается в дальнейшей доработке и конкретизации.