Назад к новостям

Принят четвертый антимонопольный пакет

5 октября 2015 года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный Закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «четвертый антимонопольный пакет»).

Четвертый антимонопольный пакет разрабатывался Федеральной антимонопольной службой России (ФАС России), начиная с 2013 года и до момента его принятия дорабатывался несколько раз в соответствии с предложениями Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы по тарифам (ФСТ), Министерства юстиции, независимых экспертном и представителей бизнеса. В результате, получившийся закон, по мнению главы ФАС России Игоря Артемьева, стал самым либеральным из всех пакетов, направленных на поддержку бизнеса.
Четвертым антимонопольным пакетом вносятся изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и другие нормативные акты. Данные изменения направленны на совершенствование институтов антимонопольного регулирования и государственных функций ФАС России, а также на сокращение административных ограничений для бизнеса.
Так, четвертый антимонопольный пакет предусматривает, в частности, следующие изменения:
- упразднение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на том или ином товарном рынке более 35%, что означает необходимость доказывания антимонопольным органом доминирующего положения в каждом конкретном случае. Упразднение реестра сократит административные обременения включенных в него компаний. При этом упразднение реестра не приведет к снижению уровня ответственности доминирующих на рынке компаний за антимонопольные правонарушения, поскольку доминирующее положение будет устанавливаться в обязательном порядке в рамках каждого антимонопольного дела о нарушении статьи 10 Закона о защите конкуренции;
- возможность установления Правительством РФ правил недискриминационного доступа для доминантов на отдельных товарных рынках, если ранее антимонопольный орган неоднократно устанавливал злоупотребление доминирующим положением. Ранее правила недискриминационного доступа действовали только для субъектов естественных монополий – для них правилами определялся ряд условий договора с контрагентами компаний, в том числе: перечень товаров и цены на них, порядок определения потребителей и т.д. В соответствии с четвертым антимонопольным пакетом, Правительство РФ сможет принимать акты, устанавливающие такие правила, и в отношении не только монополистов, но и других лиц с долей на рынке более 70%;
- совершенствование административной процедуры по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства, включающей, среди прочего, издание комиссией антимонопольного органа предварительного заключения по результатам проведения расследования, закрепление видов доказательств, критериев их относимости и допустимости;
- регламентация правового статуса апелляционной коллегии в структуре ФАС России, которая будет по жалобам пересматривать решения и предписания территориальных органов ФАС России, если они нарушают единообразие административной практики. Законом предусматривается, что решение и предписание территориального антимонопольного органа могут быть обжалованы в коллегиальные органы в течение месяца со дня их вынесения. Пересмотр должен быть осуществлен в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления жалобы в ФАС России. По результатам рассмотрения жалобы на решение или предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган ФАС России вправе оставить жалобу без удовлетворения; отменить или изменить решение; вынести новое решение. Решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента опубликования постановления на сайте ФАС России и может быть обжаловано в судебном порядке;

- значительное расширение практики предостережений и предупреждений о недопустимости нарушений антимонопольного законодательства. Так, в соответствии с четвертым антимонопольным пакетом, ФАС России сможет выдавать предупреждения не только в отношении действий доминанта по навязыванию невыгодных условий договора и необоснованному отказу от заключения договора, но и в отношении действий по созданию дискриминационных условий и необоснованному установлению различных цен. Антимонопольные органы смогут направлять предостережения не только должностным лицам хозяйствующих субъектов, но и должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, если действия последних могут привести к нарушению закона; 

- закон вносит изменения в статью 14.9 КоАП РФ, предусматривающие безальтернативное наказание в виде дисквалификации при повторном нарушении должностными лицами положений антимонопольного законодательства. В законодательстве, с одной стороны, появляется механизм оперативного устранения антимонопольных правонарушений со стороны чиновников (предлагается распространить институт предупреждения на нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции), а с другой - предлагается механизм ужесточения административной ответственности в отношении должностных лиц, неоднократно нарушающих антимонопольное законодательство. В случае повторного нарушения для должностного лица будет следовать дисквалификация, хотя раньше суды зачастую выносили решения о штрафе, максимальная сумма которого составляла 30 тыс. рублей.
- дополнение Закона о защите конкуренции новой главой, детально регламентирующей недобросовестную конкуренцию, взамен существующей статьи 14. Так, новая глава будет состоять из восьми статей, которые конкретизируют различные виды недобросовестной конкуренции, а именно: дискредитация; введение в заблуждение; некорректное сравнение; неправомерное использование и приобретение результатов интеллектуальной деятельности; смешение товаров на рынке; незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Данный перечень недобросовестной конкуренции не является закрытым.

- сокращение оснований проведения внеплановых проверок субъектов малого предпринимательства. Проверки по заявлению юридических лиц и граждан будут проводиться только после согласования с прокуратурой. Исключения составят лишь проверки, проводимые для выявления картелей. Кроме того, все компании малого и среднего бизнеса, имеющие годовой заработок менее, чем 400 млн руб., будут освобождены от всех проверок антимонопольного ведомства.
- уточняется квалификация сговоров между организаторами торгов (заказчиками) и участниками, которые теперь будут квалифицироваться как нарушение антимонопольных требований к торгам (ст. 17 Закона о защите конкуренции). Однако следует иметь в виду, что это не означает непривлечение к ответственности за заключение запрещенного соглашения.
Поправки вступят в силу через 90 дней с момента официального опубликования и начнут действовать в начале января 2016 года, за исключением 4 статьи данного закона, которая вступает в силу сразу.
Полный текст закона доступен на Официальном интернет-портале правовой информации.