Назад к новостям

Развитие судебной реформы: Помощник президента по правовым вопросам Лариса Брычева рассказала о подготовке закона об объединенном Верховном суде

Как сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на главу государственно-правового управления президента Ларису Брычеву, Президент в ближайшее время внесет в Госдуму очередной пакет законопроектов касательно слияния двух высших судебных инстанций — Верховного суда (ВС) и Высшего арбитражного суда (ВАС). Г-жа Брычева посетовала, что от совместной работы над законопроектами уклонились представители ВАС.

Первый пакет законопроектов, конкретизирующих судебную реформу через поправки к 17 федеральным и 10 федеральным конституционным законам, уже одобрен Госдумой во втором чтении и должен быть одобрен окончательно 28 февраля. Очередной пакет законопроектов, развивающих судебную реформу, будет внесен в Госдуму в ближайшие дни. Он, по словам Ларисы Брычевой, передан на подпись президенту.

Глава президентского правового управления Лариса Брычева возглавляла коллектив авторов законопроекта и отвечала за внесение этого законопроекта на подпись президенту. По ее словам, к работе подключились все зампреды ВС, но, «к сожалению, ВАС самоустранился от участия, несмотря на многочисленные приглашения». В ВАС воздержались от комментариев по этому поводу. Отметим, что председатель ВАС Антон Иванов выступал против слияния двух судов до того момента, пока идею не огласил Владимир Путин на Международном экономическом форуме летом прошлого года.

Г-жа Брычева в своей лекции в Госдуме (цикл лекций посвящен «развитию правовой системы» России) сообщила, что проекты законов «показывали судьям Конституционного суда (КС) и просили у них консультаций с точки зрения исключительно профессиональной». В судейской этике действует жесткая установка: положения любого закона могут быть оспорены в КС, и потому тот судья КС, который позволил себе предварительно оценить законопроект или закон, уже не вправе участвовать в судебном разбирательстве, если будет оспариваться конституционность именно этого закона. Впрочем, как пояснили в пресс-службе КС, ни один из судей, ни сам КС в целом официально не давали каких-либо заключений по поводу судебной реформы.

Глава президентского правового управления не исключает, что со временем в связи со слиянием судов потребуется и «единый процессуальный кодекс», на основе которого будут решаться все гражданские, арбитражные и иные споры. Уголовные дела будут рассматриваться по действующему Уголовно-процессуальному кодексу (УПК). При этом Брычева подчеркнула, что в разработке единого кодекса должны принять участие представители всех профессиональных сообществ, так или иначе причастных к гражданскому и арбитражному судопроизводству. Эксперты уже высказывались о необходимости разработки единого гражданского процессуального кодекса на основе более прогрессивного арбитражного процессуального кодекса (АПК). «Учитывая позитивные тенденции арбитража, проще всего взять за основу АПК и, подработав его, придать ему характер единого»,— заявлял зампред Высшей квалификационной коллегии судей Валерий Мусин.

Госпожа Брычева уверена, что любая инициатива, предполагающая «крупные изменения», должна пройти всестороннее общественное и профессиональное обсуждение до того, как стать законопроектом. В этом плане она уверена, что «нельзя было так легкомысленно поступать» депутату, который внес в Госдуму законопроект "о так называемой объективной истине». Законопроект, предусматривающий изменения в УПК «в связи с введением института объективной истины по уголовному делу», внес депутат-единоросс Александр Ремезков (до избрания в Госдуму — вице-губернатор Краснодарского края). Ранее этот же вариант законопроекта был размещен на официальном сайте Следственного комитета РФ.

Стоит упомянуть и о том, что Лариса Брычева отчитала депутатов за «стахановские темпы» законотворчества. На упомянутой лекции в Госдуме она назвала качество отечественных законов «близким к катастрофе». Сложившаяся ситуация, по мнению Брычевой, следствие сиюминутного реагирования на повседневные события. В качестве примера она привела 200 поправок в Кодекс об административных правонарушениях, внесенных в последнюю сессию Госдумы. Как пишут «Ведомости», Брычева порекомендовала депутатам «притормозить». Профессионалы, сохранившиеся в системе власти, заявляют: подмена законодательного процесса «новостным» нормотворчеством вредна для государства, общества, бизнеса, граждан и инвестиционного климата в стране. Правила выборов, сбора налогов и дорожного движения за последние 5-7 лет не раз менялись на диаметрально противоположные, а затем возвращались к исходному варианту. Сырые и плохо исполнимые законы, ставшие реакцией на повседневные события, создают нестабильность правил игры, выгодную для извлечения коррупционных доходов, порождают презрение к праву и среди обывателей, и среди тех, кто по должности обязан охранять закон.