Назад к новостям

Реформа третейского судопроизводства сдвинулась с мертвой точки

По информации, размещенной на сайте Правительства 20 апреля 2015 г., Комиссия Правительства РФ по законотворческой деятельности одобрила предложенный Минюстом России законопроект «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (Законопроект), реформирующий систему третейского судопроизводства в России.

Необходимость реформы третейских судов в России назрела уже давно. Этот институт в РФ появился с приходом рыночной экономики, но развивался неравномерно. Действующий ФЗ от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», который создавался тринадцать лет назад, устарел. В настоящий же момент в силу развития рыночных отношений значение третейских судов в России значительно возросло. Так, по данным газеты «Коммерсантъ», с начала 2015 г. число попыток исполнить их решения в рамках государственной системы в среднем по стране удвоилось, а в некоторых регионах оно выросло в пять-десять раз.

Впервые о реформе заговорили в 2012 г., когда Президент РФ Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию заявил о необходимости обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров в России. В этих целях следует существенно реформировать третейское судопроизводство. Владимир Путин отметил необходимость урегулирования процедуры создания постоянно действующих арбитражных учреждений и их деятельности, включая установление минимальных требований к внутренним документам и внутренней организации. Кроме того, по словам Президента, реформа третейского судопроизводства должна ликвидировать «карманные» третейские суды и разгрузить государственные суды. Напомним, что под «карманными» понимаются те третейские суды, при которых стороной рассматриваемого дела выступает организация, учредившая этот третейский суд. То есть это третейские суды, аффилированные со стороной спора.

Разработку Законопроекта Президент поручил Минюсту России. Первоначально предполагалось, что Правительство РФ должно внести в Госдуму Законопроект еще 15 июля 2014 г. Однако в июне 2014 г. Комиссия Правительства РФ по законотворческой деятельности сочла Законопроект слишком «заурегулированным», в связи с чем его сняли с повестки. Главной претензией со стороны Комиссии Правительства было то, что Минюст России предлагал создать экспертную комиссию при самом ведомстве, которая бы давала разрешение организациям на создание третейского суда. В результате возникли опасения, что эта экспертная комиссия искусственно может устранять «неугодные» третейские суды, а также будет способствовать развитию коррупции в этой области.

Теперь же Минюст России подготовил новый вариант Законопроекта, который был одобрен Комиссией. В настоящий момент в открытых источниках новая версия Законопроекта недоступна. Однако уже известно, что из новой его версии был исключен спорный пункт о том, что некоммерческая организация, желающая создать третейский суд, должна получить разрешение в Минюсте России на учреждение суда. Согласно новой версии Законопроекта, за Минюстом остается только право прекращать деятельность третейского суда в случае выявления неоднократного нарушения принципа беспристрастности арбитров.

Руководитель аппарата третейского суда при Российском союзе промышленников и предпринимателей Александр Замазий отметил, что такое регулирование «поможет навести порядок», и в этом смысле Законопроект решает проблему «карманных» судов. Он подчеркнул, что деятельность некоммерческих организаций «существенно более прозрачна, а доступ к отчетности проще», чем в коммерческих организациях. В связи с этим, по его мнению, такое регулирование позволит сократить количество «карманных» третейских судов и устранить злоупотребления в области третейского разбирательства, связанные в том числе с захватом собственности через такие суды, а также в целом повысить привлекательность арбитража как альтернативного способа разрешения споров.

Имеется также информация о том, что в новой версии Законопроекта предлагается предусмотреть гражданско-правовую ответственность таких некоммерческих организаций за убытки, причиненные сторонам третейского разбирательства вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения постоянно действующим арбитражным учреждением своих функций по администрированию разбирательства при наличии умысла или грубой неосторожности.

В целях повышения качества и авторитета третейского разбирательства Законопроектом предусматривается также возможность для федеральных судей в отставке выступать в качестве арбитров (в настоящий момент такой возможности у бывших судей нет).

В целом, юридическое сообщество позитивно оценивает реформу. Специалисты считают, что Законопроект усовершенствует систему российского третейского судопроизводства. Тем не менее, не все юристы одинаково позитивно оценивают подход авторов Законопроекта к проблеме «карманных» третейских судов. В частности, отмечается, что подход Минюста хотя и жёсток и бескомпромиссен, но не сможет до конца решить проблему беспристрастности третейских судов.

Ожидается, что в ближайшее время Законопроект будет одобрен Правительством РФ и после направлен в Госдуму.