Назад к новостям

Предложен единый порядок определения видов разрешенного использования земельных участков

26.06.2018 в Государственную Думу внесен законопроект, целью которого является совершенствование определения видов разрешенного использования земельных участков¹. На данный момент можно точно сказать, что даже с учетом Приказа Минэкономразвития², установившего закрытый и исчерпывающий список видов разрешенного использования земельных участков, остались значительные пробелы в регулировании данных отношений. 

Законопроектом предполагается решить следующий блок проблем: юридико-технические (систематизация легальных определений), устранение правовых коллизий, либерализация законодательства, связанного с использованием дачных и фермерских земельных участков.

В числе новых понятий можно указать «территориальную зону», значение которой предлагают понимать, как совокупность земель или земельных участков, объединенная общей замкнутой границей, в отношении которой установлен единый градостроительный регламент. Также определяются виды регламентов, помимо градостроительного устанавливается лесохозяйственный регламент и положение об особо охраняемой природной территории. Таким образом, единый механизм регулирования землепользования и землеустройства предлагается распространить также и на лесные участки и участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.

Одной из важных новелл данного законопроекта можно назвать возможность использования земельных участков иными способами, помимо тех, которые установлены регламентом соответствующей территориальной зоны. Исключением из этого правила будут являться случаи, установленные законом (например, при установлении режима комплексного и устойчивого развития территорий), а также, когда подобное использование угрожает жизни и здоровью людей, опасно для окружающей среды, объектов культурного наследия. Как развитие этого положения законопроектом также предлагается разрешить строительство домов на земельных участках, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения, что в свою очередь направлено на дополнительную поддержку фермерства.

Закрепляется возможность взыскать убытки за изменение территориальной зоны, к которой относится земельный участок, или изменение регламента использования земель, вследствие чего утрачивается возможность использовать указанный земельный участок в соответствии с его видом разрешенного использования, если при этом не было получено согласие правообладателя земельного участка. Таким образом, можно выделить общий тренд законодательства на усиление защиты землепользователей, в том числе и через возможность взыскать убытки, вызванные снижением рыночной стоимости земельного участка.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что данный законопроект является продолжением блока инициатив, направленных на либерализацию законодательства для граждан-собственников земельных участков сельскохозяйственного или иного назначения, используемых для ведения дачного хозяйства. Начало данной инициативы связано с законом о так называемой «лесной амнистии» , установившим приоритет данных ЕГРН и защитившим права многих землепользователей, участки которых граничили с лесом. 

Обзор подготовил Владислав Кулаковский

 

_____________________________

¹  Законопроект № 496293-7 Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования отдельных видов разрешенного использования земельных участков) // http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=496293-7
²  Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».