Назад к новостям

Вышел обзор практики ФАС России по делам об антиконкурентных соглашениях за 2017 год и первую половину 2018 года

Рабочая группа Ассоциации антимонопольных экспертов и ФАС России впервые выпустила аналитико-информационный материал в новом формате. В Обзоре рассмотрены наиболее громкие и интересные дела центрального аппарата ФАС за 2017 и первую половину 2018 года.

Одним из соавторов обзора выступил Дмитрий Гавриленко, старший юрист антимонопольной практики ART DE LEX:

"Нарушения антимонопольного законодательства, связанные с координацией деятельности хозяйствующих субъектов в части установления цены, также как и картели, наносят серьезный ущерб экономике, но отличаются тем, что прямой урон наносится непосредственно потребителям. В частности, в обоих рассмотренных ниже случаях реселлеры были готовы снижать цену на реализуемую конечным потребителям продукцию и конкурировать друг с другом, однако ценовая конкуренция пресекалась со стороны поставщиков. Кроме того, данные решения ФАС России представляют особый интерес, так как содержат в себе ряд позиций, которые имеют значение для формирования правоприменительной практики антимонопольных органов. Во-первых, существенное значение имеет правовая позиция ФАС России о том, что использование ценовых алгоритмов не является нарушением антимонопольного законодательства. Однако подобные программные продукты могут служить инструментом для совершения нарушения, и значение имеет цель, для достижения которой они используются. Во-вторых, в обоих случаях антимонопольный орган запрашивал у компаний сведения о наличии системы антимонопольного комплаенса. Несмотря на то, что формально такой институт в законодательстве пока не закреплен, антимонопольный орган, как показывает данная практика, может учитывать его наличие при оценке поведения хозяйствующих субъектов и назначении штрафа. Действующие нормы КоАП позволяют антимонопольным органам использовать данное обстоятельство как основание для снижения размера ответственности. Представляется, что подобная практика может служить ориентиром как для территориальных органов при рассмотрении дел, так и для хозяйствующих субъектов. Отдельно стоит отметить, что ФАС России в обоих рассмотренных случаях оценивала эффективность антимонопольного комплаенса, а не формальное наличие такой системы у компаний".

Ознакомиться с обзором можно здесь.