Назад к публикации

Юлия Шилова | комментарий для «ЭЖ-Юрист» №20 (1670) 2021

Госдума планирует рассмотреть законопроект, в котором предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Вместо них будет работать одна реабилитационная процедура — реструктуризация долгов. Также появится специальный регистр арбитражных управляющих. А самих управляющих будут назначать на основании балльной системы. Кроме того, появится государственная информационная система раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы в сфере банкротства. 

Большая часть изменений в Законе о банкротстве посвящена новой процедуре банкротства — реструктуризации долгов, взамен неработающим процедурам банкротства — наблюдению, внешнему управлению и финансовому оздоровлению, которые, по смыслу законопроекта, подлежат исключению из Закона о банкротстве. 

Для статистики за 2020 г. было введено 7775 процедур наблюдения, 23 — финансового оздоровления, внешнее управление — 150 и 9931 конкурсное производство. Количество процедур наблюдения является исключительно формальным показателем, поскольку, не пройдя процедуру наблюдения по большинству дел, нельзя ввести конкурсное производство в отношении должника, поэтому показатель высокий, хотя формально задачи, наложенные законодателем на процедуру наблюдения по большинству дел, не реализуются. 

План реструктуризации долгов, предлагаемых в законопроекте, направлен на сохранение работоспособности хозяйствующего субъекта и удовлетворения требований кредиторов в соответствии с планом реструктуризации.

К плюсам я бы отнесла то, что у законодателя сложилось понимание нужности и важности реабилитационных процедур, а также необходимости реформирования законодательства о банкротстве в пользу фактической, а не декларативной реабилитационной процедуры. 

По законопроекту должник обязан предоставить план реструктуризации, в то время как кредиторы вправе предложить план реструктуризации долгов. Это позитивный момент, поскольку должник таким образом продолжает участвовать в деятельности бизнеса. Более того, он обладает большей компетенцией и понимает, как работает бизнес, в какие сроки и в каком порядке его можно восстановить. Подобная модель говорит о возможном диалоге между должником и кредиторами, и, как следствие, о возможности реструктуризации долгов. План рассматривается и окончательно утверждается судом, что также говорит о том, что будет соблюден баланс интересов должника и кредиторов - комментарий эксперта Юлии Шиловой, адвокат ART DE LEX для «ЭЖ-Юрист» №20 (1670) 2021. 

Подробнее: https://www.eg-online.ru/article/436573/