Четвертый пакет поделит Европу
Между Россией и Евросоюзом возникла новая линия противостояния. Противоречия вызваны четвертым железнодорожным пакетом ЕС, который создает общеевропейский рынок перевозок за счет унификации требований к локомотивам и вагонам. Если ЕС не сделает исключений, то работа российских компаний на железных дорогах ЕС окажется под запретом.
В конце прошлой недели в Таллине завершилось трехдневное совещание министров Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). В работе этой организации участвуют 27 стран: в том числе Азербайджан, Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Грузия, Иран, Казахстан, Китай, КНДР, Польша, Россия, Румыния, Словакия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Чехия и Эстония. Кроме того, как наблюдатели в ОСЖД участвуют железные дороги Германии, Франции, Греции, Финляндии, Сербии и др.
Для России мероприятие в Таллине закончилось одним конкретным результатом – соглашением руководителей железных дорог Эстонии и России об организации быстрого и комфортного движения поездов между Таллином, Санкт-Петербургом и Москвой. Для этого будет обновляться подвижной состав, а таможенно-пограничный контроль будет проходить во время движения.
Ответа на вопрос, как изменятся правила игры для российских компаний–перевозчиков, после того как все европейские железные дороги перейдут в руки частного бизнеса, пока нет. Но уже сейчас возникли противоречия в технической сфере. После того как страны ЕС введут единые технические требования для локомотивов и подвижного состава, российские вагоны станут в прямом смысле слова невыездными.
В кулуарах совещания ОСЖД представитель российской делегации ОСЖД привел корреспонденту «НГ» один пример – тормозные колодки по стандартам ЕС должны быть пластиковые. В России же используют асбестовые, как, впрочем, и в ряде государств, входящих в состав ЕС. И если Еврокомиссия по транспорту не сделает исключения из своих технических правил, евразийское железнодорожное пространство будет разделено.
Председатель комитета ОСЖД венгр Тадеуш Шозда в беседе с корреспондентом «НГ» выразил надежду, что сторонам удастся договориться. Диалог идет в рамках совместной группы. ОСЖД представляет интересы стран-участниц в Европе и Азии, том числе девять стран – членов ЕС. При условии, что стороны придут к компромиссам, единые правила через некоторое время будут установлены на железных дорогах от Владивостока до Лиссабона, подчеркнул Шозда. «Мы хотели бы найти самые различные способы контактов, чтобы ОСЖД стала одной из систем ЕС», – заявил он.
Впрочем, эксперты не исключают, что полного взаимопонимания партнеры не достигнут. Ведь разногласия в технической сфере лишь верхушка айсберга других проблем. Россия едва ли готова в настоящий момент последовать примеру ЕС и приватизировать железнодорожную инфраструктуру. Причины чисто экономические: в 2009 году Институт проблем естественных монополий исследовал вопрос и пришел к выводу, что разделение железнодорожной инфраструктурыот перевозочной деятельности в условиях РФ приведет к существенному – примерно на треть – росту затрат на перевозку грузов. Учитывая, что в РФ до 70% объема перевозок по железной дороге приходится на перевозки грузов, для отечественной экономики столь существенный рост издержек окажется непосильным бременем.
Однако из европейской железнодорожной реформы наша страна в принципе может извлечь пользу. «Четвертый железнодорожный пакет ЕС направлен на совершенствование и развитие конкурентных механизмов на рынке железнодорожного транспорта. Для российских компаний этот пример может послужить хорошей отправной точкой для модернизации собственных бизнес-моделей как в России, так и в Европе», – говорит юрист компании Art De Lex Кирилл Дозмаров.
В свою очередь, европейцы надеются сохранить к своей выгоде сотрудничество с РФ на железных дорогах. «В мире глобально увеличился спрос, который, в свою очередь, означает и увеличение грузооборота. Мы можем предложить выгодные цены, сервис высокого качества и быстрый оборот вагонов. Поэтому надеемся, что нам удастся развить сотрудничество с российскими партнерами», – прокомментировал «НГ» ситуацию президент Латвийских железных дорог Угис Магонис.