Назад к публикации

Богдан Немой | комментарий для Адвокатской Газеты: "Банкам хотят запретить отказывать клиентам в обслуживании без объяснения причин"

Банкам хотят запретить отказывать клиентам в обслуживании без объяснения причин

В Думу внесен проект поправок в «антиотмывочное» законодательство, направленных на защиту добросовестных клиентов банков. 

Эксперты «АГ» неоднозначно оценили проект. Один из них отметил, что хотя в нем и содержатся позитивные предложения, они не смогут кардинально изменить ситуацию. Причиной этого он и второй эксперт назвали размытые формулировки Закона о противодействии легализации преступных доходов.

25 апреля в Госдуму поступил правительственный законопроект № 948530-7, направленный на исключение необоснованного отказа кредитными организациями в выполнении распоряжений клиентов на совершение операций.

Как указали авторы законопроекта, он разработан во исполнение перечня поручений Президента РФ по итогам встречи с женщинами-предпринимателями от 7 марта 2018 г. Их целью является оптимизация подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также в целях защиты интересов их добросовестных клиентов.

Поправки предлагается внести в ст. 7 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма путем. В частности, планируется установить исчерпывающий перечень способов получения организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, информации и соответствующих документов исходя из требований к идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

Также предусмотрено, что соответствующая информация, полученная от Банка России, не может рассматриваться в качестве единственного основания при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При отсутствии идентификации банк может отказать в обслуживании клиента только на основании решения, принятого его руководителем. В этом случае организация будет обязана предоставить клиенту информацию о времени и причинах принятия соответствующего решения в срок не позднее 5 рабочих дней. При этом, даже если у клиента – физического лица нет документов, подтверждающих добросовестность, такой отказ в его отношении будет невозможен. По отказам в обслуживании клиентов банки будут отчитываться перед уполномоченным органом.

Адвокат практики разрешения споров юридической фирмы ART DE LEX Богдан Немой назвал позитивным и своевременным предложенное ограничение возможности отказа банка от заключения с физлицом договора банковского счета (вклада) в связи с подозрениями о противоправных целях его заключения, поскольку во взаимоотношениях с банками именно граждане являются наиболее уязвимой категорией клиентов. Соответственно, защита их прав должна обеспечиваться дополнительными гарантиями.

«Не обошел стороной законопроект и острую проблему так называемого “черного списка” Банка России и Росфинмониторинга, аккумулирующего сведения о лицах, ранее получавших отказ финансовых организаций в совершении транзакций либо открытии счетов (вкладов) в связи с выявленными признаками отмывания преступных доходов. Теперь само по себе присутствие лица в указанном списке не может являться единственным основанием для применения предусмотренных законодательством ограничений прав клиента», – заметил эксперт.

Богдан Немой также обратил внимание, что поправки предусматривают закрепление за субъектами ПОД/ФТ обязанности по разъяснению клиентам причин отказа в совершении операций по распоряжению клиента, отказа в заключении (расторжении) договора банковского счета. «Интересно отметить, что в настоящее время коррелирующий соответствующему праву клиента механизм получения от банка информации о причинах принятия кредитной организацией решения об отказе уже закреплен на уровне нормативных предписаний и рекомендательных писем Банка России. Вполне возможно, что низкая эффективность существующих в данный момент процедур обеспечения прав добросовестных клиентов потребовала законодательного закрепления обязанности по представлению указанных сведений», – отметил он.

В качестве другого важного предложения адвокат выделил исключение из п. 11 ст. 7 Закона о ПОД/ФТ такого основания отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции как непредоставление документов, необходимых для фиксирования информации. «В настоящее время клиент, зачастую, находится в положении лица, априори рассматриваемого в качестве недобросовестного и обязанного при любом малейшем сомнении кредитной организации доказывать правомерность целей транзакции посредством представления документов. В случае принятия поправок основной акцент в осуществлении мер внутреннего контроля переместится на действия самой кредитной организации по установлению и обоснованию наличия признаков сомнительности операции клиента», – предположил Богдан Немой.

Вместе с тем, по мнению эксперта, хотя некоторые содержащиеся в законопроекте предложения и могут положительным образом повлиять на негативную практику необоснованных и немотивированных отказов кредитных организаций в обслуживании клиентов, в общем и целом кардинальных изменений в случае принятия поправок ожидать не приходится. «Проблемы носят более фундаментальный характер, решение которых, помимо соответствующих изменений в законодательство о ПОД/ФТ, содержащее слишком абстрактные, размытые формулировки, требует изменения подходов к рассматриваемому вопросу со стороны Банка России, самостоятельно определяющего надзорную политику в области соблюдения кредитными организациями требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов», – отметил Богдан Немой.

По его словам, нельзя забывать также о существенной роли правоприменительной практики судов, которые при рассмотрении споров с кредитными организациями зачастую ограничиваются формальной констатацией соблюдения банками установленного «антиотмывочным» законом порядка ограничений прав клиентов, не уделяя должного внимания исследованию вопросов реальности «отказных» операций и их экономической обоснованности.

Автор: Зинаида Павлова

Читать статью полностью: https://www.advgazeta.ru/novosti/bankam-khotyat-zapretit-otkazyvat-klientam-v-obsluzhivanii-bez-obyasneniya-prichin/?fbclid=IwAR0j6hWrvT2BMeeqdzVL7lTZCTZnLUiDg3u3hDbSQ4XLMIQ-C6dKyjV6OX8