Назад к публикации

Москва собирается потратить 9,2 млрд рублей на закупку скоростных трамваев

Московский градоначальник Сергей Собянин так впечатлился показанным ему в начале года скоростным трамваем совместного производства Alstom и «Трансмашхолдинга», что решил выделить более 9 млрд руб. на закупку подобной техники. 

На днях столичными властями был объявлен тендер на закупку 120 трамваев, причем технические требования к закупаемой продукции почти один в один повторяют характеристики трамваев Alstom. На прошлой неделе департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы за подписью главы департамента Максима Ликсутова (до своего назначения являлся совладельцем «Трансмашхолдинга») объявил о проведении аукциона на поставку в 2013—2014 годах 120 низкопольных трехсекционных трамваев. Общая стоимость контракта составит до 9,2 млрд руб., таким образом, каждый вагон обойдется столице примерно в 76,8 млн руб. Предполагается, что в следующем году Москва закупит только 24 трамвая, а еще через год — 96 трамваев. Заявки на участие в аукционе принимаются до 31 июля, поставщик продукции будет выбран уже 10 августа. 

Согласно аукционной документации, трамваи должны развивать скорость до 75 км/ч (для сравнения, средняя скорость московских трамваев — 11 км/ч). Длина каждого вагона должна быть 25—30 м, вместимость — 175—255 человек, срок службы — 30 лет. Кроме того, каждый вагон должен иметь не менее четырех дверей. Помимо этого трамваи должны быть оснащены системой ГЛОНАСС и полностью оборудованы системой кондиционирования. 

Где именно будут эксплуатироваться новые трамваи, точно неизвестно. Между тем ранее столичные власти заявляли о строительстве линий скоростных трамваев по пяти направлениям: от Медведково до поселка Северный, шоссе Энтузиастов — Балашиха, Чертаново — Загорье, Открытое шоссе — 16-я Парковая ул., Ул. Академика Королева — ул. Костякова. 

Сразу несколько производителей трамваев уже проявили интерес к этому аукциону. Так, в нем может принять участие Siemens, который до сих пор не поставлял трамваи в Россию. О своем возможном участии сообщили в пресс-службе компании. Подобное предложение рассматривает и Bombardier, рассказал РБК daily источник, знакомый с планами канадской компании. Как раз на прошлой неделе Bombardier объявил о планах совместно с государственным Уралвагонзаводом наладить в России производство трамваев и вагонов метро. Среди других возможных претендентов, которые ранее обсуждали с московскими властями возможность поставки трамваев, — хорватская «Кончар-КЕВ» совместно с Тушинским машиностроительным заводом, испанская CAF, финская Transtech Oy. 

Но самый главный претендент на получение московского контракта — альянс французской компании Alstom и «Трансмашхолдинга», который еще в конце прошлого года объявил о начале производства скоростных трамваев в России. «В конкурсе будет участвовать наше СП с «Трансмашхолдингом» — «Трамрус», — заявили в Alstom. 

В феврале 2012 года «Трамрус» уже показывал образцы нового скоростного трамвая мэру Сергею Собянину. Тот пообещал, что столица будет закупать подобную технику, но выразил надежду, что помимо Alstom и другие производители трамваев решатся на организацию производства в России. В то же время заявленные в конкурсной документации технические параметры закупаемой продукции почти один в один повторяют характеристики трамваев Alstom. 

По мнению старшего юриста Art de Lex Ярослава Кулика, это классический случай, когда заказчик формулирует свои требования под определенную компанию. Если условия участия в аукционе фактически описывают продукцию конкретного предприятия, другие претенденты могут смело обращаться в антимонопольную службу и настаивать на изменении условий, говорит юрист.