Назад к публикации

Нерегулируемый регулятор

«Общественники» решили проверить Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на предмет эффективности государственных закупок, о которых ведомство печется, отстаивая ныне действующий закон 94-ФЗ и сопротивляясь введению Федеральной контрактной системы (ФКС) предлагаемой Минэкономразвития (МЭР). Результаты оказались неутешительными. Выяснилось, что главный контролирующий орган в сфере соблюдения конкуренции сам подчас является нарушителем.

Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) провела мониторинг закупок Федеральной антимонопольной службы. Аудит выявил несоответствие реальной закупочной практики ФАС критериям эффективности и требованиям 94-ФЗ. Напомним, что ФАС не только формирует отечественное законодательство в сфере конкуренции, но и осуществляет надзор за соблюдением правил закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Экспертами был проведен выборочный анализ закупок ФАС за полгода (4-й квартал 2011-го – 1-й квартал 2012-го) с ценой контрактов свыше 1 млн. руб. В выборку вошли 12 закупок на общую сумму 79,6 млн. руб. Проведенный контрактный аудит выявил несоответствие реальной закупочной практики ФАС и той роли, на которую претендует ведомство. Прежде всего, согласно исследованию НАИЗ, ФАС грубо нарушила собственные нормы 94-ФЗ, разместив заказ без обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Чрезвычайно высокой оказалась у ФАС доля закупок «у единственного источника». Так, шесть закупок (половина выборки), денежный объем которых составил 55,7 млн. руб. (70% от общей суммы размещенных заказов), прошли в режиме одной заявки либо заявки всех участников, кроме одной, были отклонены. Как пример приводится заказ «Выполнение работ по подготовке и проведению расширенного заседания президиума ФАС России», начальная цена контракта 5,5 млн. руб. На участие в аукционе были поданы всего 2 заявки, одна была отклонена по причине несоответствия требованиям технического задания. К проведению аукциона был допущен только один участник (ООО «ТМ-менеджмент»), контракт заключен по начальной (максимальной) цене.

«Проверка показала, что ФАС, будучи регулятором, сама проводит закупки неконкурентным способом», – заявил «НИ» генеральный директор НАИЗ Сергей Габесто. При этом, по мнению эксперта, данная неэффективная система сейчас внедряется путем поправок и в Федеральную контрактную систему (ФКС), разрабатываемую МЭР и которая должна прийти на смену 94-ФЗ, регулирующему сейчас сферу госзакупок.

Предложенные нововведения, по которым ФАС может приостановить торги по жалобе одного из участников или даже любого постороннего юридического лица, эксперт назвал вмешательством в конкуренцию. С другой стороны, роль ведомства в торгах, которые, как оказывается, оно само ведет с нарушениями закона, существенно возрастает. «В итоге конкуренции вообще не будет, поскольку заинтересованные компании смогут саботировать результаты торгов под ширмой общественного контроля, – продолжает г-н Габесто. – В выигрыше прежде всего останутся чиновники ФАС, которые сохранят свое влияние благодаря роли арбитра в спорах по торгам».

Старший юрист юридической компании ART DE LEX Ярослав Кулик в беседе с «НИ» сказал, что «политика двойных стандартов не будет способствовать развитию контрактной системы в России». С другой стороны, говорить о наличии криминала в действиях ФАС преждевременно, учитывая, что формально все процедуры проводились по закону. «Самое интересное, что все проверенные закупки делались в строгом соответствии с ныне действующим 94-ФЗ», – заявил «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. По мнению аналитика, существующий механизм госзакупок нужно дорабатывать, не противопоставляя 944-ФЗ и ФКС. В некоторых случаях, когда речь идет о закупках сложного оборудования или строительстве, ориентироваться только лишь на ценовой показатель неправильно. ФКС кроме цены предлагает еще и контроль за качеством.

«То, что подобные нарушения были найдены у ФАС, – это негативный фактор, так как регулятор должен быть «образцом для подражания», – сказал «НИ» аналитик инвестиционной компании Антон Сафонов. Тем не менее, по его мнению, проверка едва ли приведет к каким-либо изменениям или санкциям против ведомства, хотя и прекрасно отражает общую ситуацию в секторе госзакупок. Эксперты сходятся во мнении, что такие примеры наглядно демонстрируют необходимость создания в России системы гарантий и условий для общественного контроля за публичными закупками и дальнейшей доработки законодательства в сфере госзакупок.

В пресс-службе ФАС «НИ» сообщили, что не согласны с выводами НАИЗ на 90 процентов и сегодня, во вторник, выпустят сообщение на данную тему.