Дмитрий Магоня | комментарий для Право.ru: «Поймать дно»: как российский юррынок реагирует на пандемию
Срочных задач стало больше, а доходов – меньше. Общий тренд – снижение, однозначно заявляют юристы российского рынка, когда говорят об эффектах от пандемии коронавируса на отрасль. По самым оптимистичным прогнозам, рынок просел в среднем на 20%. Падение экономики, следовательно, ухудшение финансового положения клиентов, вряд ли будет способствовать его росту в перспективе. Пока же одни на словах еще сохраняют оптимизм, другие осторожны в оценках. Увеличения активности ждут летом, но восстановления не ожидают до конца года. Многие, как и западные компании, считают: чтобы устоять в очередной кризис, надо подготовиться к худшему, но сохранить главные активы – коллектив и клиентов.
Поэтапная оптимизация
Насущный вопрос юрбизнеса в кризис – на чём сэкономить. Резкие решения под влиянием очередной порции тревожных новостей – плохая идея, соглашаются юристы и делают выбор в пользу сохранения команды и клиентов. Пока всё сводится к типичным для любого бизнеса консервативным мерам.
Ведущие юрфирмы пока никого не увольняют и надеются выйти из кризиса во всеоружии. «Кризис закончится, как и все предыдущие, и для нас самое важное – это люди. И мы сделаем все, чтобы они, их близкие, семьи чувствовали себя защищенными», – расставляет приоритеты Гольцблат. При этом к найму новых сотрудников консультанты практически не готовы.
Снизить стоимость аренды офисов пытаются большинство участников рынка. Попытки в основном успешные, иногда удается добиться снижения цены вдвое. Позиция у компаний со множеством офисов жесткая. «Переговоры ведутся с арендодателями, мы готовы съезжать, если с нами не станут договариваться», – говорит глава Intellect (у компании 80 юристов в семи офисах по регионам). Он дает еще один рецепт – контроль: «При наличии финансового директора и трех бухгалтеров у нас не оплачивается ни один счёт без моего согласования».
Фирмы ожидаемо срезали расходы на внутренние корпоративные мероприятия и компенсацию обучения сотрудников. Одна из областей экономии – бюджеты на маркетинг. Они либо сокращаются естественным образом (за счет отмены мероприятий), либо, если проект не совсем приоритетный, от него отказываются. Зарплаты сотрудникам пока тоже не сокращают, экономят на бонусах и премиях, хотя в перспективе урезание компенсаций есть. В глобальной Hogan Lovells отсрочили повышение зарплат и премий. У отраслевой Saveliev, Batanov & Partners тот же подход. «Возможно, что пострадает годовой бонусный фонд. Тогда годовые бонусы сотрудникам снизят», – говорит о вероятной экономии партнер Сергей Савельев. Некоторые фирмы мыслят на перспективу. По словам Дениса Литвинова, компания перераспределила бюджет в пользу развития бизнеса. Есть понимание, что в нынешней ситуации нельзя использовать только запланированные раньше маркетинговые инструменты. Больше повезло тем компаниям, в числе клиентов которых – крупный бизнес. По словам партнера коллегии адвокатов Делькредере Андрея Тимчука, наличие в числе клиентов непрерывно действующих и системообразующих или стратегических компаний позволило не срезать расходы. Пока фирма удовлетворилась естественным снижением маркетинговых бюджетов на фоне ухода конференций в онлайн и отмены ПМЮФ.
Тем не менее многие фирмы вслед за западными коллегами готовы подумать о подушке безопасности. Например, пополнить бюджеты за счет прибыли партнеров. Обычно это часть «плана Б», который, как понимают опытные игроки рынка, лучше иметь всегда. «Долевые партнёры сформируют за счёт части своего бонуса резервный фонд в размере не менее четырехмесячного бюджета расходов фирмы», – говорит о стратегии компании Дмитрий Магоня, управляющий партнер Art de Lex. На такой шаг готовы многие игроки рынка.
Автор: Ирина Кондратьева
Читать статью полностью: https://pravo.ru/story/220892/