Назад к публикации

Железнодорожники придумали фильтр для уборщиков мусора на вокзалах

Гендиректор и основной владелец «РЖД-Развитие вокзалов» Сергей Пак реализует оригинальную схему контроля качества услуг поставщиков для железнодорожных вокзальных комплексов. Как выяснила РБК daily, работать на вокзале можно только при условии создания совместного с «РЖД-Развитие вокзалов» бизнеса и передачи ей контрольного или блокирующего пакета акций.

Система закупок услуг «РЖД-Развитие вокзалов» работает по следующей схеме. РЖД в лице дирекции железнодорожных вокзалов (филиал монополии) проводит тендер, с победителем которого заключается партнерское соглашение. Обязательным условием этого соглашения является создание новой компании с уставным капиталом 100 тыс. руб. Долю в образованной структуре получает «РЖД-Развитие вокзалов», которой победитель конкурса продает часть акций по номинальной стоимости (чаще всего свыше 50%). По такой схеме вокзальный комплекс делает закупки с самого начала своей деятельности в 2009 году.

В РЖД эту схему называют «сетевым подходом к организации потребительских услуг». Начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов отмечает, что используемый подход основан на предоставлении созданным операторам площадей под организацию услуг не на одном, а на целом ряде вокзалов. «Реализация такой схемы принесла доход РЖД в размере 1 млрд руб.», — отметил он.

Сегодня у «РЖД-Развитие вокзалов» 38 дочерних и зависимых обществ, занимающихся организацией на вокзалах сетей питания, аптек, продажей цветов, газет и др. Сергей Пак говорит, что это «правильная схема работы, организованная по принципу вокзал — гипермаркет услуг». Таким образом, у компании всегда есть возможность контролировать деятельность подрядчиков, отмечает он.

Кому принадлежит бизнес на вокзалах

Сергей Пак — новый человек в железнодорожной сфере. Имея степень кандидата физико-математических наук, он на протяжении последних 15 лет занимался телекоммуникациями и является соакционером ряда специализирующихся на этом небольших компаний. Согласно данным СПАРК, он состоит в культурно-просветительской организации «Московские служители доброй воли», работающей, как сообщается на сайте организации, для установления «правильных человеческих отношений между разными расами, религиозными направлениями, нациями и классами посредством применения доброй воли».

Сотрудничество Сергея Пака с вокзальным комплексом началось в январе этого года, когда подконтрольная ему компания «Вокзал-Инфоком» получила право оснастить бесплатным Wi-Fi крупнейшие вокзалы страны. Чуть позже Пак и вовсе возглавил компанию «РЖД-Развитие вокзалов». Впрочем, он не просто наемный топ-менеджер, а по сути основной акционер вокзального комплекса. Через компанию «Система-Сервис» (согласно СПАРК, 90% этой компании контролирует «Вокзал-Инфоком», владельцами которой на 50% является Сергей Пак через «Интеграцию связи» и на 49% — «РЖД-Развитие вокзалов») он контролирует 74,9% акций «РЖД-Развитие вокзалов» (остальными 25,3% владеет «дочка» РЖД «Баминвест»). В списке аффилированных лиц с «РЖД-Развитие вокзалов» Сергей Пак значится с 24 августа прошлого года.

Борьба за мусор

Не все контрагенты «РЖД-Развитие вокзалов» успешно работают по парт­нерской схеме. Например, компания «Снежный барс», оказывающая услуги по уборке вокзалов, уверяет, что терпит убытки, а «РЖД-Развитие вокзалов» отстранила ее от совместного бизнеса. В августе «Снежный барс» направил ряд писем в Генпрокуратуру, Счетную палату, Управление федеральной антимонопольной службы в Москве (копии документов имеются в распоряжении РБК daily), а также ведет несколько судебных разбирательств с «обидчиками».

В своих обращениях «Снежный барс» подробно описывает схему сотрудничества с РЖД и «РЖД-Развитие вокзалов». Согласно ей в 2011 году, после победы в конкурсе РЖД, «Снежный барс» основал компанию «Мастер Клининг» со 100‑процентным своим участием, а затем продал 51% компании «РЖД-Развитие вокзалов». В начале этого года вокзальный комплекс полностью сменил руководство «Мастер Клининга», после чего предъявил ему десятки исков о взыскании долга и расторг все договоры со «Снежным барсом» на оказание услуг.

«Фактически весь объем работ был передан некой компании ООО «Универсал-М», ей же «Мастер Клининг» без нашего ведома выдал заем в размере 25 млн руб.», — рассказал РБК daily гендиректор «Снежного барса» Вадим Григорьев. По его словам, для начала работ на 70 вокзалах России потрачено 60 млн руб. на закупку оборудования. Теперь оно простаивает. Вадим Григорьев уверяет, что «Снежный барс» не единственная компания, пострадавшая от сотрудничества с «РЖД-Развитие вокзалов».

Сергей Пак говорит, что плохо знаком с ситуацией вокруг «Снежного барса». «О том, кто прав или виноват, мы выясним в суде, я не возьмусь оценивать сейчас их претензии, но насколько мне известно, они плохо выполняют свою работу, а их сотрудники не получают зарплаты, из-за чего устраивают забастовки на наших вокзалах», — отмечает Сергей Пак.

Сергей Абрамов признается, что не со всеми партнерами сложилась позитивная история сотрудничества, и приводит в качестве негативного примера «Снежный барс». Не так давно в отношении руководства компании были возбуждены уголовные дела по признакам мошенничества, их вина была полностью доказана, поясняет он.

Впрочем, не все компании работают по схеме партнерского соглашения. Источник в одной из крупных компаний общественного питания, работающей на одном из столичных вокзалах, сообщил, что его отношения с «РЖД-Развитие вокзалов» ограничиваются договором аренды. «При его заключении никаких новых компаний не создавалось», — отметил собеседник РБК daily.

Юрист ART DE LEX отмечает, что не видит признаков нарушений законодательства в организованной РЖД схеме закупок в пользу «РЖД-Развитие вокзалов». Учитывая, что «РЖД-Развитие вокзалов» не является дочерним обществом госмонополии, на него не распространяется необходимость привлечения поставщика услуг через проведение тендера, объясняет юрист. «Это скорее свободный выбор РЖД и «РЖД-Развитие вокзалов», заключивших между собой генеральное агентское соглашение и пожелавших работать по такой схеме».