РЖД отправляют в суд тех, кто хочет получить неустойку
РЖД заметно сократили выплату пеней за задержку доставки грузов. В первом полугодии 2013 года госмонополия сократила размер выплат в 24 раза, до 58 млн руб., — 1% от всех предъявленных претензий. Чтобы добиться компенсации, грузовладельцам и операторам теперь приходится чаще обращаться в суд.
Гендиректор крупной химической компании, пожелавший остаться неназванным, не один год сталкивается с проблемой задержки вагонов. Отправляемый им груз может приходить как с пяти-, так и 20-дневным опозданием. Он сетует, что раньше мог предъявить претензию РЖД и рассчитывать на оперативную выплату неустойки, а сейчас получить выплату от железных дорог за просроченную доставку груза можно только через суд.
По данным департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития РЖД (копия документа есть в распоряжении РБК daily), из предъявленных в первом полугодии 2013 года к оплате 4,8 млрд руб. пеней РЖД выплатили только 58,1 млн руб. Это в 24 раза меньше, чем за аналогичный период 2012 года, когда из 5,6 млрд руб. монополия выплатила 1,39 млрд руб. В материалах компании отмечается, что в этом году количество вагонов, пришедших с опозданием, снизилось в 1,6 раза, до 580 тыс. единиц, а число предъявленных претензий — на 8,7%, до 273 тыс.
Споры между РЖД и пользователями инфраструктуры переместились в арбитражные суды. За шесть месяцев этого года с монополии было взыскано за просрочку доставки грузов 1,5 млрд руб., и еще 3,9 тыс. дел на 3,9 млрд руб. находятся на рассмотрении. Для сравнения, по данным железных дорог, за весь 2012 год общая сумма требований за задержку груза составила 3 млрд руб.
В РЖД подтверждают, что резкое снижение размера выплаченной неустойки увеличило количество предъявленных к компании исков. «Пусть суд решает, кто прав или виноват, в конце концов это не всегда справедливо — компенсировать по 9% от стоимости перевозки за каждый день просрочки, если задержка происходит не по нашей вине», — пояснили в компании.
Перспектива судебных разбирательств не радует операторов и грузовладельцев. «Это дополнительная для нас денежная нагрузка, а самое главное, дополнительная трата времени», — сетует гендиректор химической компании. Его коллега из операторской компании говорит, что в целом для них ничего не изменится. По его словам, они постоянно предъявляют претензии к РЖД и, если монополия их не удовлетворяет, передают дела в суд. При этом, уточняет он, объем выплачиваемых со стороны железных дорог взысканий ежегодно растет.