Назад к публикации

Третий антимонопольный пакет ударит по «скрытым» торгам


Госдума одобрила третий антимонопольный пакет в первом чтении. Однако ко второму законопроекты могут подойти измененными. Как стало известно РБК daily, в них появятся новые положения о рассмотрении жалоб на нарушение «строительных» торгов и новые штрафы в КоАП.

В пятницу в Госдуме состоялось первое чтение третьего пакета законопроектов, направленных на ужесточение антимонопольного законодательства. В частности, вводятся жесткое толкование понятия «картель» и более прозрачные правила признания цен «монопольно высокими».

Это исключит «двойные толкования этого наиболее опасного правонарушения в сфере антимонопольного законодательства», считает глава ФАС Игорь Артемьев. Ранее в интервью РБК daily руководитель ФАС признался, что третий антимонопольный пакет — это «тонкая настройка уже дейст­вующего механизма, в котором учтены пожелания российского бизнеса и смягчены некоторые нормы закона там, где излишне закрутили гайки при принятии «второго антимонопольного пакета».

Ко второму чтению пакет подойдет как минимум с одной серьезной поправкой. Как стало извест­но РБК daily, депутаты намерены дополнить КоАП и закон «О защите конкуренции» положениями о рассмотрении жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка осуществления полномочий при строительстве, а также новыми штрафами за несоблюдение процедуры торгов (документ есть в распоряжении РБК daily). В частности, заказчик должен будет заплатить 40—50 тыс. руб. за сокрытие информации о проведении торгов или размещение недостоверной информации о торгах в Интернете. За срыв сроков размещения заказа более чем на два дня заказчик поплатится 20—30 тыс. руб. из своего кармана. Если же он незаконно отказал в приеме жалоб или любым другим образом превысил свои полномочия, он обязан заплатить штраф 20—30 тыс. руб. Если это не первый промах, то заказчик может быть дисквалифицирован на один-два года.

Предложение установить санк­ции за нарушение законодательства о торгах, не связанных с размещением госзаказа, оправ­данно, полагает юрист компании ART DE LEX. Ответственность за нарушения в сфере госзаказа, например за неопубликование информации на официальном сайте в сети Интернет, может достигать 500 тыс. руб., и было бы разумно ввести подобные санкции для юридических лиц — организаторов торгов, считает он. «Подобных норм КоАП сейчас не содержит, однако нарушения при проведении торгов по продаже гос­имущества, имущества предприятий-банкротов также являются распространенными», — говорит он. При этом юрист считает, что необходимо уточнить в КоАП категорию «официальный сайт в сети Интернет», которая сейчас используется в нормах, касающихся госзаказа. Это нужно, чтобы избежать коллизии с уже существующими статьями и трудностей в применении новой нормы судами.

Такие поправки вряд ли повредят, но и не изменят ситуацию с торгами, считает профессор Российской экономической школы Татьяна Михайлова. «Есть множество способов манипулировать торгами, формально соблюдая процедуру. Например, разместить информацию на сайте так, что ее очень сложно найти, или предоставить достоверную информацию, но в неудобном формате. Это и сейчас происходит гораздо чаще, чем прямые нарушения», — рассказывает она.

«Это довольно серьезная по­правка. Но других поправок системного характера пока нет», — пояснил РБК daily глава комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров, один из инициаторов нововведения. В целом депутаты третий антимонопольный пакет поддерживают. Его окончательное принятие намечено на начало ноября. «Это серьезный шаг по поддержке и развитию конкурентной антимонопольной политики в России. Третий закон сложился в ходе правоприменительной практики предыдущих двух пакетов. Второй пакет был радикальный — он увеличил число компаний, подпавших под антимонопольное регулирование, в десятки раз. Третий пакет имеет уточняющий и детализирующий характер», — считает г-н Федоров.