Назад к публикации

Заграница нам поможет? Еще раз о будущем отечественного стройкомплекса в условиях ВТО.

Мало кто станет искренне спорить, что российская строительная отрасль сегодня находится в состоянии полнейшего бардака. Начиная от отсутствия системных вещей, таких как стратегическое государственное градостроительное планирование, действенная и продуманная антимонопольная, кредитная, налоговая политика, полноценная нормативно-правовая и техническая база. И заканчивая более приземленными «особенностями»: взяточничеством чиновников, административными барьерами, дороговизной земли, маразматическими отношениями с естественными монополиями, полнейшим кризисом в вопросе подготовки кадров, порочной системой госзаказа, невозможностью использовать современные технологии, потому что не хватает инженеров, которые знают, как их применять, и т.д. и т.п.

<...>

Ключевой момент

Не последний для строительной отрасли вопрос заключается в том, какой политики в условиях членства в ВТО будет придерживаться Россия в отношении сферы госзакупок.
«В настоящее время нормы, закрепленные в законодательстве о размещении госзаказа, не ограничивают участие в тендерах иностранных компаний. Но пока едва ли можно найти такой аукцион, победителем которого стала иностранная корпорация, потому что существует слишком много административных вопросов, связанных с осуществлением их деятельности на территории РФ, — говорит Ярослав Кулик, руководитель антимонопольной практики юридической компании ART DE LEX. — При этом именно публичные закупки сегодня являются элементом строительного рынка, определяющим развитие отрасли. Через эту сферу реализуется доминирующий процент застройки. А с 1 января 2013 года сюда добавятся еще и открытые закупки госкомпаний естественных монополий, госкорпораций. И именно в это открытое окно иностранные компании постараются войти прежде всего».

Соглашение по правительственным закупкам является частью договоренностей по ВТО, но это так называемый необязательный документ, на который страна вправе выразить свое согласие или нет. На сегодня к данному соглашению присоединилась гораздо меньшая часть стран — участниц организации. Россия подписантом соглашения о госзакупках тоже пока не стала, что означает возможность при проведении госзаказа отдавать приоритет отечественным производителям. Однако есть мнение, что позиция государства по данному вопросу в будущем может измениться.

По неподтвержденным сведениям, наша страна выразила свое принципиальное согласие подписать соглашение по правительственным закупкам в течение некоторого периода (не менее четырех-пяти лет). «Пока это событие никто не форсирует, потому что подписание подобного документа требует такого качества госуправления в сфере публичных закупок, которого сейчас у нас нет, — объясняет Ярослав Кулик. — Ни для кого не секрет, что наша экономика поражена сговором. Эти элементы станут особенно острыми, когда на рынок придут иностранные участники, потому что они будут требовать от России соблюдения тех принципов, которые им гарантировало вступление страны в ВТО». В частности, речь об отлаженной системе электронных аукционов, вызывающей у строителей много нареканий. «При несоблюдении этих принципов против России могут быть использованы инструменты межгосударственного принуждения, — предупреждает эксперт. — И ни правительство, ни кто другой защитить отрасль от ответственности не смогут».

<...>

Многие эксперты полагают, что иностранцы, привыкшие работать в цивилизованной бизнес-среде, постепенно внедрят свои правила и у нас. Другими словами, почистят нашу отрасль от административных барьеров и взяточничества чиновников. 

«Тем, кто работает «в белую», по-честному, в условиях ВТО будет легче, — уверяет депутат Комитета Госдумы по земельным отношениям Константин Ширшов. — Иностранные участники, если их права не будут выполняться, тут же засадят наших взяточников-чиновников через свою судебную систему. Они вычистят в отрасли весь тот негатив, который нам сегодня мешает».

Некоторые же эксперты, наоборот, похоже, надеются, что иностранцы не справятся с нашими «авгиевыми конюшнями» (прежде всего административными барьерами) и, завязнув в них по уши, уйдут сами.

«Конкуренции, которая угрожала бы российским строителям, едва ли можно ожидать, — считает, например, Ярослав Кулик, руководитель антимонопольной практики юридической компании ART DE LEX. —У нас давно все сложилось, и те правила работы, которые для наших организаций уже пройденный этап, иностранным компаниям только предстоит пройти".

Так, может, чем писать стратегии развития отрасли в условиях ВТО, лучше подумать, как поступить, чтоб нас из этой уважаемой организации просто выгнали? То-то смеху будет...