Назад к разделу Аналитика

Как Amazon снизили штрафы за нарушение санкций с $1.038 миллиарда до $134.5 тысяч | обзор практики международного экономического комплаенса

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

 

8 июля 2020 года OFAC объявил о достижении соглашения об урегулировании огромного количества нарушений санкций по целому ряду санкционных программ. 

Компания Amazon, в силу несовершенства внутренней системы автоматического санкционного скрининга, приняла и обработала огромное количество заказов от лиц, находящихся под санкциями.  В некоторых случаях, как например с доставками в Крым, система не смогла распознать ни наименование города («Yalta»), ни вариацию транслитерации территории («Krimea»), а иногда даже полностью совпадавшие с находящимся в SDN-списке имена и территории. Кроме того, в отношении Крыма компания скрыла от регулятора более 362 транзакций, о которых должна была обязательно сообщить в рамках Общей лицензии OFAC под угрозой признания таковых эпизодами нарушения санкций.

Своими действиями компания нарушила санкции в отношении Кубы, Конго, Ирана, Сирии, Северной Кореи, Судана, Крыма, Венесуэлы, Зимбабве, а также санкционные программы, связанные с нераспространением оружия массового поражения, борьбой с терроризмом, борьбой с международной организованной преступностью и борьбой с наркотиками.  

Максимальный штраф за такие нарушения составляет $1.038 миллиарда, однако компания договорилась об уплате $134.5 тысяч. Это стало возможным благодаря рассмотрению регулятором как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств. Кроме того, компания предприняла серьезные шаги по устранению подобных нарушений в будущем. 

Ранее OFAC уже высказывался в отношении автоматических систем санкционного скрининга на примере приведших к нарушению санкций действий Apple. Напомним, что в случае Apple было нарушение санкционных ограничений, направленных на борьбу с наркотиками. Случай же Amazon гораздо масштабней и гораздо поучительней.

ПОДРОБНЕЕ

 

Несовершенство автоматических систем санкционного скрининга является отягчающим фактором при нарушении санкций 

Одним из трендов последнего времени является автоматизация все большей и большей повседневной работы юристов и комплаенса. Это позволяет бизнесу экономить значительные финансовые и человеческие ресурсы и оптимизировать его операции. Тем не менее техническое несовершенство скрининга при таких операциях может рассматриваться санкционным регулятором как отягчающее обстоятельство и серьезно влиять на размер штрафа. Особенно тяжелой может являться ситуация, когда автоматизированный скрининг не смог различить полностью совпадающие с содержащимися в SDN-списке OFAC имена и адреса. 

Размер такого штрафа может перекрывать большинство финансовых преимуществ, которые компания получила путем внедрения таких механизмов, а также серьезно ударить по ее репутационному и регуляторному профилю. Это, в свою очередь, отразится на инвестиционной привлекательности компании для международного бизнеса. 

Хотя от технических недоработок не застрахован никто (особенно в компаниях с масштабами Amazon), OFAC неоднократно подчеркивал и подчеркивает, что грамотный подход к комплаенсу и управлению рисками поможет значительно снизить размер штрафа. Именно это и стало одним из факторов многократного снижения штрафа для Amazon. 

Привлечение к работе сторонних квалифицированных профессионалов - признанная часть эффективного комплаенса и системы управления рисками  

У многих компаний возникают мнительные предрассудки и предубеждения касательно конфиденциальности и чувствительности информации об их операционной деятельности. Даже перед осязаемым риском получения штрафов и включения в SDN-список компании не готовы делиться информацией с рядом своих внутренних подразделений, не говоря уже о сторонних консультантах. Похожая ситуация возникает при разработке и внедрении многими компаниями внутренних политик по соблюдению эмбарго и ограничений. 

Этот подход в корне не совпадает с продвигаемыми санкционными регуляторами подходами к Sanctions Due Diligence. Именно непредвзятый, независимый и профессиональной квалифицированный вклад третьей стороны поможет как провести качественный анализ возникшей ситуации, так и разработать дорожную карту для (1) минимизации последствий санкционной ситуации и (2) предотвращения подобных ситуаций в будущем. 

Amazon смог качественно использовать сторонние ресурсы, что отразилось на результате разрешения санкционной ситуации. 

Цифровые и веб-решения – оверкомплаенс или необходимость? 

Другим популярным разделом мнительных предрассудков и предубеждений является «оверкомплаенс». Этим явлением называют излишние усилия организации по управлению всевозможными рисками, считая их необоснованными как с коммерческой, так и с управленческой точек зрения, часто даже слышны формулировки «комплаенс дует на воду»

Возможно в некоторых случаях такие суждения справедливы и обоснованы, но в случае с Amazon усилия компании по (1) ограничению доступа на сайт через IP из отдельных стран, (2) решения по блокировке отправки заказа и восстановлению положения, которое было до него, явно показывают регулятору решительность для предотвращения таких инцидентов в будущем.

Amazon разработал такие решения. Они оказались эффективны и были положительно оценены санкционным регулятором.

Важность степени вовлеченности руководства для целей поддержания комплаенс-системы в должном состоянии и устранения последствий санкционной ситуации

Ежедневная операционная деятельность компании и ее текущие задачи не всегда позволяют руководству быть вовлеченными как в активные, так и в повседневные комплаенс-процессы.  Это конвертируется в (1) трудности в понимании комплаенса и систем управления рисками как таковых, (2) трудности с привлечением квалифицированных профессионалов, (3) трудности с согласованием бюджета на таких профессионалов, (4) задержками в согласовании принятия управленческих решений, которые бы могли предотвратить или устранить санкционную ситуацию, а также (5) увеличению штрафа от регулятора в силу признания комплаенс-системы нефункционирующей, а присутствия в комплаенсе и управлении рисками критерия “Management Commitment” несущественным. 

Amazon смог привлечь к проблеме необходимое внимание руководства, объяснив не только регуляторные и инвестиционные риски, но и добившись согласований на ряд усиливающих комплаенс-системы и управление рисками мер. 

 

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

 

Дело демонстрирует два довольно значимых для практического применения вывода: 

1)    Автоматический санкционный скрининг не является на 100% совершенным. Эти несовершенства могут стоить компании серьезных регуляторных и инвестиционных последствий. Эффективность санкционного скрининга напрямую зависит от функционирования и эффективности комплаенс-систем и систем по управлению рисками. 

2)    OFAC на живом примере показывает свои ожидания от реализации комплаенс-систем и тех стандартов по управлению рисками, которые он задал в своем профильном документе “A Framework for OFAC Compliance Commitments” в 2019 году.