Назад к разделу Аналитика

Antisuit injunction а-ля рус | обзор практики международного экономического комплаенса

19 июня 2020 года в силу вступил «Закон Лугового» (171-ФЗ от 8 июня 2020). Вносящий поправки в АПК РФ, Закон имеет цель предоставить возможность для попавших под санкции российских компаний переносить свои споры из специальных зарубежных учреждений в российские. Для обеспечения работы этого механизма предусматривается система судебных запретов, за неисполнение которых можно требовать денежную компенсацию в размере цены иска и судебных расходов. 

Для международного бизнеса этот закон посылает особые сигналы. Помимо новой волны массовых проверок своих российских контрагентов на предмет санкций и санкционных связей, международный бизнес может требовать от многих своих контрагентов неких гарантий отсутствия связи с российской юрисдикцией. 

Судам еще предстоит сформировать позиции по применению новых положений. Эффективность применения новых норм и их влияние на деловые отношения покажет время. 

Ниже приведены особенности новых положений Закона.

1. Исключительная компетенция российских судов в отношении споров с неопределенной договорной юрисдикцией для разрешения спора  

Согласно положениям 171-ФЗ, если международным договором РФ или соглашением сторон не установлено четкое рассмотрение споров с участием лиц под санкциями в конкретном суде или арбитражном учреждении, российский суд будет иметь компетенцию в отношении споров с участием лиц, в отношении которых введены ограничительные меры. Это могут быть как иностранные, так и российские компании, а также физические лица. 

2. Возможность переноса разбирательства в Россию при ранее установленном месте разрешения спора

В рамках положений ч.4 ст.248.1 Закон также предусматривает возможность переноса разбирательства в РФ при невозможности исполнения соглашения о разрешении спора одной из сторон из-за введения против этой стороны мер, которые ограничивают ее доступ к правосудию (т.е. сценарий, при котором сторона спора не может полноценно участвовать в споре из-за санкций). 

3. Anti-suit injunction по-русски 

Попавшая под ограничения российская сторона вправе обратиться в российский суд с заявлением о запрете инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде. В случае, если другая сторона откажется выполнять эти требования (запрет), российская сторона вправе потребовать от отказавшейся от исполнения судебного акта стороны денежную компенсацию в размере не превышающим размера исковых требований в иностранном суде и понесенных стороной спора судебных расходов (ч.10 ст.248.2).

4. Стороны могут разрешить спор за рубежом, если хотят

Закон сохраняет возможность как разрешить спор за рубежом, так и возможность признать и привести решение в исполнение в РФ. Это особенно актуально для тех случаев, в которых сторона спора во время разбирательства за рубежом не заявляла возражений в отношении рассмотрения спора зарубежным судом или арбитражным учреждением и не обращалась с заявлением о запрете в российский суд (ч.5 ст.248.1).

Искусственное исключение связи с российской юрисдикцией

Помимо новой волны массовых проверок своих российских контрагентов на предмет санкций и санкционных связей в связи с законопроектом, международный бизнес в будущих сделках может требовать от многих контрагентов неких гарантий отсутствия связи с российской юрисдикцией. Это может быть особенно актуально для целей предотвращения злоупотребления правом. Используя новые положения закона себе на пользу, компании могут искусственно и недобросовестно «входить» под санкции и менять юрисдикцию на российскую. 

Выводы
  • Усиливается тенденция к введению исключительной компетенции российских арбитражных судов по спорам с участием лиц, находящихся под санкциями иностранных государств и учреждений, равно как и по любым спорам между российскими лицами, между российскими лицами и иностранными лицами или между иностранными лицами, основанием которых являются санкции в отношении российских граждан и организаций.
  • Лицам, находящимся под санкциями, предоставляется право обращаться в российские суды с требованиями о запрете инициирования либо продолжения разбирательства в иностранном суде или иностранном коммерческом арбитраже.
  • За неисполнение таких запретов вводится возможность монетарной ответственности в размере суммы иска и судебных расходов.