Назад к разделу Аналитика

Информационный обзор практики Антимонопольного регулирования (Выпуск 2, 2014)

События

Правительство города Москвы признано нарушившим Закон о защите конкуренции на рынке противогололедных реагентов

20 марта 2014 года Комиссия ФАС России признала Правительство города Москвы нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части издания акта, ограничивающего конкуренцию, выдав ему предписание об устранении данного нарушения.

Ранее в апреле 2013 года ФАС России по заявлению ООО «Волгоградский магниевый завод», интересы которого представляла Юридическая фирма ART DE LEX, возбудила антимонопольное дело в отношении Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и Правительства города Москвы, заподозрив их в ограничении конкуренции на рынке противогололедных реагентов путем издания Правительством города Москвы в 2007 году Постановления № 242-ПП «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве». Согласно положениям данного акта ДЖКХиБ города Москвы  приняло на себя функцию по организации государственной экологической экспертизы, которую хозяйствующие субъекты, намеревающиеся поставлять новые противогололедные реагенты, могли пройти самостоятельно. Тем самым была ограничена конкуренция на рынке противогололедных реагентов города Москвы.

Москва является крупнейшим в России покупателем противогололедных реагентов, неумолимо наращивая объемы их закупок и применения в последние три-четыре года. Если в 2011 году объем закупок составил около 350 тысяч тонн на сумму 1,5 млрд. рублей, то уже в 2013 году Москва закупила только на торгах (т.е. без учета закупок у единственного источника) около 650 тысяч тонн на сумму 8,5 млрд. рублей. Эти изменения происходили при сокращении на рынке количества производителей противогололедных реагентов: в торгах из года в год принимали участие одни и те же поставщики-дилеры, не встречая какой-либо конкуренции. Не было четких правил доступа на рынок новых реагентов, имеющих необходимые разрешительные документы в соответствии федеральным законодательством.

Между тем в 2013 году Правительство Москвы еще более ужесточило порядок допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства, существующий с 2007 года. Реализация данного порядка подведомственным Правительству Москвы Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства привела к тому, что городом не созданы условия для справедливой конкуренции и допуска новых производителей на рынок.

Комиссия ФАС России признала Правительство Москвы нарушившим часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части совершения действий, которые могли привести к ограничению конкуренции, и приняла решение о необходимости выдачи Правительству Москвы предписания об устранении нарушения законодательства о защите конкуренции.

ФАС России разъяснила нормы КоАП РФ об ответственности должностных лиц компаний с государственным участием за нарушение порядка проведения закупок товаров, работ и услуг

Комментарии касаются применения изменённых с 01 января 2014 года положений статьи 7.30 КоАП РФ, устанавливающих ответственность должностных лиц компаний с государственным участием за нарушение порядка и сроков размещения заказов, предусмотренных Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

В Разъяснениях ФАС России, в частности, указывается следующее:

  1. если нарушение законодательства о размещении заказов было совершено до 01 января 2014 года, то применяются нормы, действовавшие до этой даты, а если после, то применяются положения, действующие в редакции с 01 января 2014 года;
  2. если санкция, предусмотренная нормами КоАП РФ в редакции, действующей после 01 января 2014 года, улучшает положение лица, совершившего правонарушение, то к нему применяется санкция, действующая после этой даты, а если ухудшает, то действовавшая до 01 января 2014 года.

Нормы, устанавливающие административную ответственность должностных лиц компаний с государственным участием за нарушение порядка проведения закупок, были приняты в декабре 2013 года по антимонопольного органа, с целью повышения уровня качества и прозрачности закупок.

На официальном сайте ФАС России начала работу единая база решений

В рамках исполнения Дорожной карты «Развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики» российское антимонопольное ведомство разработало и запустило информационную систему, в которой аккумулируются большинство принимаемых органом актов, в том числе решений, уведомлений, определений.

Единая база решений в тестовом режиме была запущена в ноябре 2013 года, однако полноценный запуск информационного ресурса состоялся в конце января 2014 года на официальной презентации в рамках совещания ФАС России по исполнению задач по развитию конкуренции в России.

Воспользоваться системой может любой желающий. Представителями антимонопольного органа отмечается, что в единой базе решений не будет публиковаться информация, содержание которой составляет коммерческая тайна.

Юридическое экспертное сообщество отмечает, что внедрение единой базы решений является положительным стремлением ФАС России к совершенствованию антимонопольного регулирования, однако в работе системы еще имеются некоторые недостатки, требующие исправления. В частности, страдает эффективность поиска документов, что говорит о необходимости налаживания специалистами его алгоритмов.

ФАС России разъяснила порядок заключения сделок экономической концентрации в связи с отменой уведомительного порядка их совершения

В связи с признанием утратившей силу с 30 января 2014 года статьи 30 Закона о защите конкуренции, устанавливавшей уведомительный порядок согласования сделок экономической концентрации, антимонопольный орган прокомментировал основные моменты по порядку применения изменившегося законодательства

В Разъяснениях ФАС России, в частности, указывается:

  1. В отношении сделок с акциями или имуществом коммерческих организаций, а также действий по их созданию и реорганизации, совершенных до даты вступления в силу изменений, требования о представлении в антимонопольное ведомство уведомлений сохраняются;
  2. при непредставлении уведомления в отношении сделки или действия, совершенного до 30 января 2014, административная ответственность исключается;
  3. о сделках или действий, осуществляемых в рамках одной группы лиц необходимость уведомления антимонопольного органа сохраняется.

К иностранным юридическим лицам впервые применена экстерриториальная норма об ответственности за нарушение Закона о защите конкуренции

Комиссия ФАС России признала узбекские компании ОАО АК «Узбектелеком» и ООО СП «Rubicon Wireless Communication» нарушившими пункт 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции за  заключение антиконкурентного соглашения, которое привело к сокращению или прекращению действий по оказанию услуг мобильной связи.

Как следует из текста решения Комиссии ФАС России, антиконкурентное соглашение между данными компаниями было реализовано путем устранения с рынка сотовой связи Республики Узбекистан компании ИП ООО «Уздунробита», 100% уставного капитала которой принадлежало российскому сотовому оператору ОАО «МТС», что оказало влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.

По словам заместителя руководителя ФАС России Александра Кинёва, подобная практика применения российского антимонопольного законодательства дает российским инвесторам дополнительную правовую защиту от незаконных действий их конкурентов, даже если они совершены на территории иностранного государства

Судебная и административная практика

Высший Арбитражный Суд РФ поддержал ФАС России в споре с ООО «Газпром геологоразведка» о признании недействующим положений порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействия) заказчика при проведении закупок

Дочернее общество Газпрома не смогло добиться признания недействующими ряда пунктов Приказа ФАС России о Порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Заявитель по делу № ВАС-17339/2013  требовал от суда признать недействующими пункты 1, 19 и 20 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Приказом ФАС России № 17/13 от 18 января 2013.

По 1 пункту обжалуемого акта заявитель утверждал, что порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и заключения договоров, установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, превышает полномочия антимонопольного органа и незаконно распространяется на процедуру запроса котировок. Помимо этого, хозяйствующий субъект обосновывал позицию о том, что антимонопольное ведомство также превысило свои полномочия, установив в пунктах 19 и 20 условия, по которым заказчик должен приостановить процедуру закупки со дня направления ему уведомления о поступлении жалобы на его действия (бездействие) в ходе проведения торгов, а также о признании ничтожным договора заключенного с нарушением этого требования.

Высший Арбитражный Суд РФ признал обжалуемые положения полностью соответствующими Закону о защите конкуренции и Закону о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, указав при этом, что доводы заявителя о нарушении оспариваемыми положениями Порядка его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются необоснованными, поскольку внесенные изменения в статью 18.1 Закона о защите конкуренции прямо устанавливают единый порядок рассмотрения всех жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, а также при организации и проведении всех видов закупок в соответствии с указанной нормой.

Высший Арбитражный Суд РФ подтвердил отмену штрафа УФАС России по Ростовской области в отношении ООО «Метро Кэш энд Керри» в споре по созданию дискриминационных условий поставщикам молочной продукции

Территориальному управлению Федеральной антимонопольной службы отказано в пересмотре постановления кассационного суда, подтвердившего отмену штрафа в размере 2 млн рублей в отношении крупного сетевого гипермаркета за нарушение законодательства о торговле в части создания дискриминационных условий поставщикам молочной продукции.

Поводом для возбуждения дела в УФАС России по Ростовской области стало заявление от ЗАО «Группа АЛЛ» на необоснованный отказ ООО «Метро Кэш энд Керри» в расторжении невыгодного для компании договора поставки молочной продукции в торговую сеть, принадлежащую ответчику. ЗАО «Группа АЛЛ» объясняла невыгодные условия сотрудничества с ООО «Метро Кэш энд Керри» наличием прямых убытков для него в результате выплат за 2011 год торговой сети денежных средств в виде ретро-бонусов и оплаты маркетинговых услуг на общую сумму свыше 1 млн рублей. В августе 2008 года Комиссия УФАС России по Ростовской области вынесла решение о признании ООО «Метро Кэш энд Керри» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», назначив ответчику в соответствии частью 1 статьи 14.40 КоАП РФ штраф в размере 2 млн рублей.

В апреле 2013 года Арбитражный суд Ростовской области в деле № А53-32909/12 года по иску ООО «Метро Кэш энд Керри» признал незаконным решение и предписание антимонопольного органа. При этом суд пояснил, что действия ответчика при заключении договоров возмездного оказания услуг в установлении стоимости маркетинговых услуг в процентах от оборота товара, нельзя квалифицировать как создание дискриминационных условий поставки товаров в торговую сеть общества. Суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций поддержали позицию Арбитражного суда города Москвы.

Высший Арбитражный Суд РФ поддержал ФАС России, признавшей ОАО «РЖД» виновным в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставок гранитного щебня

ОАО «Российские железные дороги» не нашло поддержку у ВАС РФ в деле об обжаловании решения и предписаний ФАС России о признании компании виновной в злоупотреблении доминирующим положением на рынке поставок гранитного щебня в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

В 2011 году по заявлению от ОАО «Павловскгранит» и Ассоциации «Недра» ФАС России признала группу лиц в составе ОАО «РЖД» и ОАО «Первая нерудная компания» нарушившими пункт 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Компании-нарушители, по мнению антимонопольного органа, создали препятствия к доступу хозяйствующих субъектов на товарный рынок гранитного щебня в двух федеральных округах. Установленные доли компаний составили 76,4% и 51,4% соответственно, что позволило им оказывать решающее воздействие на условия обращения товара на рынке.

В марте 2012 года Арбитражный суд города Москвы в деле № А40-121924/11 отказал одному из нарушителей - ОАО «РЖД» в признании недействительными пунктов 2 и 3 решения и предписания антимонопольного органа. При этом суд указал, что заявитель не объяснил, каким образом и какие права нарушены решением и предписанием антимонопольного органа. Апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции, посчитав, что антимонопольное ведомство не доказало в своем решении факта злоупотребления доминирующим положением и не учло обстоятельство, по которому производством данного вида щебня, на исследуемых территориях, занимаются не только предприятия, пожелавшие принять участие в проводимом квалификационном отборе, но и иные производители, не принимавшие в нем участие, которых значительно больше. Кассационная инстанция поддержала доводы апелляции, однако Высший Арбитражный Суд РФ отменил судебные акты апелляционной и кассационной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции.

ФАС России признала Росрыболовство и нескольких участников крабовых аукционов в Приморье виновными в заключении соглашения, ограничивающего конкуренцию

Федеральное агентство по рыболовству, его территориальное управление и несколько участников аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи краба понесут ответственность, предусмотренную статьей 14.32 КоАП РФ за заключение соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах

В ходе расследования Комиссии ФАС России были установлены факты, свидетельствующие о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в заключении антиконкурентного соглашения Федерального агентства по рыболовству и его территориального управления с некоторыми участниками аукционов по продаже долей квот на вылов краба в Приморье в 2012 году.

В свою очередь, компании-участницы крабовых аукционов - ООО «Акваресурс-ДВ», ООО «Тайфун» и ООО «Комета», заключив между собой соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах и создало препятствия к доступу другим хозяйствующим субъектам, понесут ответственность за нарушение статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Представители ФАС России подтверждают планы ведомства о направлении материалов антимонопольного дела в Управление Следственного комитета РФ по Приморскому краю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 178 Уголовного кодекса РФ за недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля).

Высший Арбитражный Суд РФ встал на сторону страховых компаний в споре с ФАС России по делу об установлении Национальным союзом страховщиков ответственности барьеров для входа на рынок

Высший Арбитражный Суд РФ вынес определение об отказе в пересмотре в порядке надзора актов нижестоящих судов по делу № ВАС-19026/2013 об отмене решения антимонопольного органа, по которому крупнейшие российские страховые компании были признаны виновными в установлении барьеров для входа на рынок обязательного страхования ответственности владельцев опасных производственных объектов.

В апреле 2012 года ФАС России по заявлению российской общественной организации «Опора России» возбудила дело и признала виновными в заключении антиконкурентного соглашения, предусмотренного частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, 26 крупнейших страховых компаний, являющихся членами Национального союза страховщиков ответственности (НССО). К числу компаний, оказавшихся, по мнению антимонопольного органа, виновными в создании барьера для входа на рынок, были отнесены ОАО «АльфаСтрахование», ООО «ВТБ Страхование», ОСАО «Ингосстрах», ОСАО «Ресо-Гарантия», ОАО «Росгосстрах» и другие. ФАС России усмотрела нарушение антимонопольного законодательства в интерпретации НССО нормы об обязательном двухлетнем опыте работы страховщика на рынке ОПО. По правилам союза, компания должна иметь еще и опыт по выплатам при страховании ОПО. Однако проведенный ФАС опрос среди 298 страховщиков опасных обаъектов показал, что только у 18% респондентов были страховые случаи.

Компании не согласились с решением и предписанием ФАС России и обжаловали их в суде. Арбитражный суд города Москвы признал недействительным Решение ФАС России от 20 апреля 2012 года, а апелляция поддержала позицию суда первой инстанции. В кассации судебные акты не обжаловались. Антимонопольный орган обратился в надзорную инстанцию, однако судьями было принято решение об отказе в передаче дела в Президиум. Суды, отменяя решение ФАС России, указали, что устав НССО устанавливает возможность членства, как в форме действительного члена, так и в форме члена-наблюдателя. Следовательно, для получения лицензии страховщику достаточно иметь членство в союзе в форме члена-наблюдателя, что не является барьером для входа.

Напомним, что НССО объединил страховщиков, осуществляющих добровольное страхование опасных производственных объектов. С 1 января 2012 года вступили в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов», который ввел обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Положения данного закона указывают, что для деятельности по страхованию ОПО страховщик обязан иметь лицензию и быть членом профессионального объединения страховщиков ОПО. В связи с этим, ФАС России решила, что члены НССО заключили антиконкурентное соглашение об установлении условий членства в профессиональном объединении, которое привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по обязательному страхованию ОПО.

Иностранный опыт

Компания Google смогла договориться с Европейской Комиссией и избежать крупного штрафа в деле по обвинению в злоупотреблении доминирующим положением

Корпорация Google и Европейская Комиссия нашли компромисс в разрешении спора по обвинению компании в злоупотреблении доминирующем положении на европейском рынке интернет поиска, положив конец трехлетнему расследованию. Антимонопольный регулятор обязал корпорацию Google предпринять меры по изменению механизма интернет-поиска, сделав более заметными релевантные ресурсы конкурентов в выдаваемых списках ссылок.

По условиям достигнутого соглашения с мегарегулятором компания будет обязана на возмездной основе предоставлять своим конкурентам возможность размещать их тематические результаты поиска. Помимо этого, корпорация снимет существующие ограничения для своих рекламодателей, что позволит им размещаться на конкурирующих поисковых ресурсах. Срок действия сделки с Еврокомиссией рассчитан на пять лет и распространяется только на европейский рынок поисковиков. Стоит отметить, что большинство представителей компаний-конкурентов, выступивших инициаторами разбирательства, остались крайне недовольными результатами сделки.

Напомним, что антимонопольное расследование в отношении корпорации Google Европейская Комиссия начала в 2010 году. Причиной расследования в отношении интернет-гиганта послужили обвинения 18 компаний-конкурентов в том, что компания Google злоупотребляет доминирующим положением на рынке поисковых систем, продвигая при выдаче результатов поиска собственные сервисы и дискриминируя аналогичные сайты конкурентов. Ранее, корпорация неоднократно предпринимала попытки договориться с антимонопольным регулятором, однако все они оказывались провальными.

Проекты нормативно-правовых актов и приказы ФАС России в сфере антимонопольного регулирования за период с 20 января по 1 марта 2014 года