Назад к разделу Аналитика

Информационнй обзор практики Антимонопольного регулирования (Выпуск 1, 2014)

События

ФАС России  подготовила разъяснения о порядке осуществления иностранных инвестиций

Антимонопольное ведомство опубликовало на своем официальном сайте разъяснения по  применению Федерального закона от 29 апреля 2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон об осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение).

В разъяснении ФАС России дает ответы на наиболее актуальные вопросы, возникающие в практике применения Закона об осуществлении иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение. В частности, антимонопольный орган указывает, что для совершения сделки, в результате которой иностранные государства, международные организации или находящиеся под их контролем организации, приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25% акций (долей) российских хозяйственных обществ, не осуществляющих виды деятельности, указанные в статье указанного закона, требуется получение предварительного согласования со стороны ФАС России. Кроме того, ФАС России опубликовала на своем официальном сайте итоговые результаты применения Закона о порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющих стратегическое значение, за 2012 год.  Согласно приведенным в них статистическим данным, в 2012 году подлежало рассмотрению 53 ходатайства иностранных инвесторов. Из них 23 ходатайства были внесены на рассмотрение Правительственной комиссии, 18 были возвращены и еще 4 отозваны заявителями в связи с отказом от намерения осуществлять сделку.

Кодекс поведения автопроизводителей опубликован Ассоциацией европейского бизнеса

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала на своем официальном сайте Кодекс поведения автопроизводителей на рынках продаж новых автомобилей и запасных частей к ним. 06 декабря 2013 года он был представлен на пресс-конференции руководителя ФАС России Игоря Артемьева, посвящённой развитию автомобильного рынка.

Кодекс поведения автопроизводителей был разработан Ассоциацией совместно с ФАС России и Министерством промышленности и торговли РФ с целью регулирования основного круга вопросов по взаимодействию участников деловых отношений автомобильного рынка. В документе определены основные принципы взаимодействия автопроизводителей и дистрибуторов с автодилерами и независимыми сервисными станциями. Напомним, что рассмотрение и согласование проекта Кодекса ФАС России состоялось в августе 2013 года.

Юристы антимонопольной практики ART DE LEX отмечают, что появление Кодекса  является одним из главных событий 2013 года, что говорит об увеличении роли саморегулирования общественных отношений в России.

Государственная Дума РФ приняла поправки в Закон о защите конкуренции, отменяющие уведомительный порядок согласования сделок экономической концентрации

17 декабря 2013 года Государственная Дума РФ единогласно приняла проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в части утраты силы статьи 30 данного акта.

Проект был разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования и снижения административной нагрузки на участников предпринимательской деятельности при помощи исключения уведомительного контроля ряда сделок (действий) экономической концентрации. Документом предлагается признать утратившим силу положения базового закона, в соответствии с которыми коммерческие организации обязаны уведомлять антимонопольный орган о слиянии, присоединении, приобретении акций (долей), прав (имущества), если суммарная стоимость активов или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год коммерческих организаций, вовлечённых в сделку, превышает 400 млн рублей, а в отношении финансовых организаций - от 100 млн рублей до 3 млрд рублей в зависимости от вида оказываемых услуг. Согласно данным ФАС России, в течение 6 лет количество уведомлений сократилось в 18 раз. На момент 2008 года количество уведомлений составляло – 17610, 2009 – 4437, 2010 – 1420, 2011 - 2 124, 2012 – 816, 2013 – 999.

По мнению руководителя ФАС России Игоря Артемьева, принятие законопроекта позволит существенно сократить административную нагрузку на средний бизнес, а антимонопольным органам сосредоточиться на крупных сделках, оказывающих существенное влияние на конкуренцию.

Государственная Дума РФ приняла поправки в КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за нарушение порядка осуществления закупок отдельными видами юридических лиц

20 декабря 2013 года Государственная Дума РФ в первом чтении одобрила Проект Федерального закона о внесении изменений в КоАП РФ, который устанавливает административную ответственность заказчиков за нарушение требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц).

Предлагаемые данным законопроектом размеры административных штрафов меньше, либо равны штрафным санкциям за аналогичные составы правонарушений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Проект закона предусматривает привлечение заказчиков к административной ответственности, в том числе за:

  • несоблюдение сроков размещения информации о закупке товаров, работ, услуг, также неразмещение заказчиком такой информации;
  • утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;
  • отклонение заявок участников закупок по основанию несоответствия требованиям, которые не были предусмотрены документацией о закупке, а также осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

По мнению юристов антимонопольной практики ARTDELEX, возможность понести материальную ответственность за несоблюдение требований законодательства об осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц, будет способствовать уменьшению случаев нарушения соответствующих требований законодательства со стороны заказчиков.

Судебная и административная практика

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ направил на новое рассмотрение заявление Аргус-Спектр по обжалованию нормативного акта ФАС России

ЗАО «Аргус-Спектр» обратилось в суд с требованием об  отмене ряда положений внутреннего документа ФАС России, дающих право антимонопольному органу проводить внеплановые проверки хозяйствующих субъектов без возбуждения антимонопольного дела.

Определением № 14231/2013 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ удовлетворил надзорную жалобу компании по делу  и отменил ранее выданное определение ВАС РФ, рассматривавшего дело в качестве первой инстанции, о прекращении производства по делу в связи с его неподведомственностью арбитражным судам.

Напомним, в феврале 2013 года на заводе компании «Аргус-Спектр» была проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению компанией антимонопольного законодательства на товарном рынке систем пожарной безопасности. Как считают представители компании, при проведении проверки, во время которой в отсутствие руководства и законного представителя было изъято 1860 листов документации и скопирована информация с компьютеров, ФАС России допустила многочисленные нарушения российского законодательства. Также, по словам представителей компании, документы с компьютеров на заводе компании были скопированы вслепую, среди них могла быть информация, относящаяся к государственной тайне, поскольку организация является производителем комплекса «Стрелец-Мониторинг», который используется МЧС России для обеспечения противопожарной безопасности в стране.

В последствии компания обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании недействующими Методических рекомендаций по проведению ФАС и ее территориальными органами плановых и внеплановых выездных проверок по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства от 26 декабря 2011 года. По мнению представителей заявителя, спорный документ, позволяет антимонопольной службе проводить внеплановые проверки без возбуждения дела. В свою очередь сотрудники ФАС России заявили, что антимонопольное ведомство может проводить проверки и без возбуждения дел.

Высший Арбитражный Суд РФ поддержал ФАС России в деле по сговору на торгах по закупке лекарственных средств

Определением ВАС-8933/2013 от 05 декабря 2013 коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ отказала в передаче в Президиум дела № А40-94475/12-149-866 по заявлению ЗАО «Роста» о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа.

Ранее в мае 2012 года антимонопольное ведомство признало ЗАО «Роста» и ОАО «Фармстандарт» нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем участия в сговоре на торгах по закупке лекарственных средств и наложило на компании штраф, совокупный размер которого составил более 400 млн рублей. В ходе рассмотрения дела ФАС России было установлено, что компании ЗАО «Роста» и ОАО «Фармстандарт» заключили соглашение, которое привело к поддержанию цен на торгах открытого аукциона на поставку лекарственных средств для статьи 11 Закона о защите конкуренции. Их позиция была поддержана Арбитражным судом города Москвы и Девятым арбитражным апелляционным судом. Однако уже кассационная инстанция поддержала доводы антимонопольного ведомства и отменила акты нижестоящих инстанций.

В своем Постановлении ФАС Московского округа указал, что антимонопольным органом установлено и доказано, что между ЗАО «Роста» и ОАО «Фармстандарт» было заключено устное соглашение, которое нашло свое объективное выражение в поведении участников аукциона до и после проведения торгов и получении выгод, как победителем торгов, так и стороной, не принимавшей участия в нем на стадии подведения итогов. ФАС России правомерно отвергнуты доводы заявителя о его добросовестном поведении, поскольку полученный итог аукциона по лоту №16 вне сговора (взаимной информированности) заявителя и третьего лица невероятен, а исследованные и установленные факты свидетельствуют о нетипичном, недобросовестном поведении участников аукциона по лоту №16, (подав заявку на участие в аукционе, понеся затраты по участию в аукционе, участник должен быть заинтересован в его участии и в победе на аукционе), и о том, что результат рассматриваемого аукциона по лоту №16 невозможен без полной информированности каждого участника о поведении и намерении к поддержанию цена на торгах.

По итогам рассмотрения надзорной жалобы Коллегия судей ВАС РФ пришла к выводу о том, что доводы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.

Стоит отметить, что на данный момент указанные компании являются участниками еще одного спора (дела №№ А40-94472/2012, А40-100995/2012), связанного с обжалованием решения ФАС России, вынесенного в отношении них по схожему обвинению в нарушении антимонопольного законодательства. Однако в этом деле суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону компаний-заявительниц, что свидетельствует о различии в доказательственной базы по двум похожим разбирательствам. Так, в частности, суд апелляционной инстанции отмечает, что наличие со стороны заявителей противоправных действий, причинно-следственной связи между противоправными действиями и наступлением отрицательных последствий в виде ограничения конкуренции антимонопольным органом не доказано. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ФАС России не доказано нарушение ЗАО «РОСТА» и ОАО «Фармстандарт» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что влечет признание недействительным оспариваемого решения в части, принятой в отношении заявителей.

Высший Арбитражный Суд РФ подтвердил законность и обоснованность решения ФАС России в деле по доказыванию сговора производителей мясных изделий на торгах по поставкам продукции российским силовым структурам

Определением ВАС-15282/2013 от 20 ноября 2013 года коллегия судей Высшего Арбитражного Суда РФ отказала в передаче в Президиум дела № А40-94793/12-93-935 по заявлению ООО «Камышинские Колбасы Соловьева» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда г. Москвы, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа, подтверждающих законность и обоснованность решения ФАС России об установлении в действиях заявителя нарушения положений антимонопольного законодательства.

Напомним, в декабре 2012 года Арбитражный суд г. Москвы отклонил претензии ООО «Поволжский торговый дом», ООО «Мясокомбинат «Дубки», ООО «Камышинские Колбасы Соловьева» и ряда других компаний. Указанные компании обратились в суд с требованием об отмене решения ФАС России о нарушении заявителями положений антимонопольного законодательства России в части заключения и реализации соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах (пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции). Суды апелляционной и кассационной инстанции подтвердили обоснованность и законность этого решения. Так, в частности, ФАС Московского округа, в своем постановлении отметил, что результаты торгов по лотам свидетельствуют о наличии у участников торгов единой стратегии поведения, поскольку подобный результат торгов невозможен без полной информированности каждого участника торгов о поведении и намерениях всех участников торгов и не мог иметь место ни при каких иных обстоятельствах, кроме как при наличии незаконного ограничивающего конкуренцию соглашения между участниками торгов, направленного на «раздел лотов» и поддержание цен на торгах по данным лотам на максимально высоком уровне.

Коллегия судей ВАС РФ также пришла к выводу о соответствии оспариваемого решения закону и о доказанности ФАС России обстоятельств, послуживших основанием для его принятия. Таким образом, ВАС РФ подтвердил верность выводов антимонопольного органа о сговоре производителей мясных изделий на торгах по поставкам продукции российским силовым структурам.

Высший Арбитражный Суд РФ признал незаконность решения и предписания УФАС России, выданного Адвокатской палате Ростовской области по результатам рассмотрения дела об  установлении минимального уровня гонорара адвоката

Определением ВАС-9122/2013 от 03 декабря 2013 года коллегия судей Высшего Арбитражного Суда отказала в передаче в Президиум дела по заявлению Управления ФАС России по Ростовской области о пересмотре в порядке надзора судебных актов трех нижестоящих судов Северо-Кавказского округа.

Напомним, что в октябре 2012 года Арбитражный суд Ростовской области в деле № А53-25904/2012,  удовлетворил заявление Адвокатской палаты Ростовской области к УФАС России по Ростовской области о признании незаконным и отмене решения от 23 июля  2012 года № 9473/05 по делу о нарушении антимонопольного законодательства, а именно части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Адвокатская палата обжаловала решение, по которому была признана антимонопольным органом виновной в, осуществлении координации экономической деятельности входящих в ее состав адвокатов, которая привела к установлению цен по оказанию юридических услуг. Арбитражный суд Ростовской области посчитал, что территориальным управлением антимонопольного органа ошибочно сделан вывод о том, что адвокаты являются хозяйствующими субъектами, а также не доказан факт того, что в результате действий Адвокатской палаты наступили последствия в виде установления и поддержания цен на рынке адвокатских услуг в Ростовской области. Суды апелляционной и кассационной инстанций, поддержав в споре Адвокатскую палату, признали обоснованным и основанным на законе вывод суда первой инстанции.

ФАС России назначила штрафы ТГК-6 и Волжской ТГК за незаконное соглашение

16 декабря 2013 года антимонопольное ведомство в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ вынесло два постановления о наложении штрафа в отношении компаний, которые были уличены за манипулирование ценами на оптовом рынке мощностей. Первое постановление было вынесено в отношении ОАО «ТГК-6», штраф для которой составил более 47 млн рублей. Для второй компании - ОАО «Волжская ТГК» штраф составил около 230 млн рублей.

Напомни, в сентябре 2012 года проводились конкурентные отборы мощности на 2013 год. В зоне свободного перетока «Волга», по результатам отбора цена на мощность сложилась значительно выше, чем в других зонах свободного перетока. В октябре того же года ФАС России и НП «Совет рынка» отменили результаты конкурентного отбора мощности на 2013 год, тем самым предотвратили ущерб потребителям и получение дополнительного дохода нарушившими компаниями. Ранее ЗАО «ТГК Уруссинская ГРЭС» и группа лиц в составе ОАО «Волжская ТГК» и ОАО «ТГК-6» заключили соглашение, которое привело к манипулированию ценами на оптовом рынке мощности, что является нарушением части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции. В добавок к этому, ОАО «Волжская ТГК» и ОАО «ТГК-6» злоупотребляли доминирующим положением путем манипулирования ценами на конкурентном отборе мощности на 2013 год, нарушив тем самым часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ФАС России наложила штраф на Единую торговую компанию за участие в незаконном вертикальном соглашении

20 ноября 2013 года антимонопольный орган наложил штраф в размере 19, 5 млн рублей на ОАО «Единая торговая компания» за участие в запрещенном «вертикальном» соглашении на рынке пищевой соды (бикарбонат натрия).

Ранее, ОАО «Единая торговая компания» была признана ФАС России нарушившей пункт 1 части 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции путем заключения запрещенного «вертикального» соглашения, которое привело к установлению минимальной цены перепродажи пищевой соды.

Стоит отметить, что компания и прежде попадала в поле зрения антимонопольного органа в связи с нарушениями положений антимонопольного законодательства, а суммарная стоимость штрафов, наложенных на данный хозяйствующий субъект, составляет более 1 млрд рублей.

ФАС России наложила штраф на Сибирскую химическую компанию за участие в картельном сговоре

16 декабря 2013 г. ФАС России по делу № 1 11/46-12 наложила на штраф ООО «Сибирская химическая компания» в размере 123 млн рублей за участие в картельном сговоре на товарном рынке суспензионного поливинилхлорида (ПВХ-С).

Напомним, что в декабре 2012 года ФАС России признала ОАО «Единая торговая компания», ОАО «Саянскхимпласт», ОАО «Каустик», ООО «Сибирская торговая компания», ОАО «Каустик», ОАО «Башкирская химия» и ООО «Никохим» нарушившими пункт 3 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, путем участия в соглашении, которое привело или могло привести к разделу товарного рынка ПВХ-С по объему продажи товаров в период с 2005 по 2009 годы. Общая сумма наложенных на участников картеля на рынке ПВХ-С штрафов составила около 683 млн рублей.

Заместитель руководителя ФАС России Александр Кинев отметил, наложением оборотного штрафа на ООО «Сибирская химическая компания» ФАС России завершила процедуру привлечения к административной ответственности участников картеля на рынке ПВХ-С. За последние годы ФАС России были рассмотрены дела о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках каустической соды, гепсола, ПВХ, пищевой соды.

ФАС России против перевозчиков угля Кемеровской области

В декабре 2013 года железнодорожные операторы один за другим опротестовали в судах решение антимонопольного ведомства, уличившего ряд железнодорожных компаний в сговоре с органами власти при вывозе угля из Кузбасса. Указанные действия ОАО «РЖД», других железнодорожных операторов и администрации Кемеровской области были квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

По мнению ФАС России, в 2011 году под предлогом борьбы с заторами на путях, которые препятствовали отгрузке угля, эти компании вытеснили из Кузбасса других участников рынка перевозок путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения. В начале декабря 2013 года ФАС России назначила штрафы в размере более 2 млрд рублей большинству железнодорожных операторов, участвовавшим, по мнению антимонопольного органа, в сговоре с органами власти.

По мнению юристов антимонопольной практики ARTDELEX, из решений антимонопольного органа, касающихся расследования по данным делам, нельзя однозначно сделать вывод о наличии нарушений, так как отсутствуют неопровержимые доказательства, доказывающие вину компаний.

Материалы дела по минтаевому картелю переданы в правоохранительные органы

13 декабря 2013 года ФАС России передала материалы дела о заключении и реализации запрещенного антимонопольным законодательством сговора рыбодобывающих компаний на Дальнем Востоке в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по статье 178 Уголовного кодекса РФ.

Напомним, что общая сумма штрафов, наложенных в этом году на компании, признанных участниками картельного сговора в соответствии со статьей 11 Закона о защите конкуренции, составила около 118 млн рублей. Среди компаний, признанных виновными в указанном правонарушении, числятся Ассоциация добытчиков минтая, ОАО «Находкинская база активного морского рыболовства», ОАО «Тралфлот», ООО «Совгаваньрыба», ООО «Востокрыбпром» и другие, – всего 19 компаний. В решении антимонопольного органа отмечается, что все участники сговора были российскими резидентами, однако большая часть из них находилась под контролем иностранных компаний.

Иностранный опыт

Европейская комиссия продолжает расследование против Google

Европейская комиссия в рамках расследования  дела в отношении Google отклонила второе предложение компании, которое могло бы урегулировать возникшие ранее разногласия между мегарегулятором и крупнейшим в мире поисковым интернет ресурсом.

Комиссар Еврокомиссии по вопросам конкуренции Хоакин Альмуния официально заявил, что очередное предложение от корпорации по внесению изменений в поиск не смогло развеять сомнения антимонопольного регулятора, подозревающего Google в том, что корпорация ведёт недобросовестную борьбу против соперников, манипулируя результатами выдачи вертикального поиска в части сравнения товаров и цен.

Напомним, что антимонопольное расследование в отношении корпорации Google Еврокомиссия начала в 2010 году - после того, как другие игроки отрасли выступили с жалобой и обвинили компанию в попытке установить монополию на рынке веб-поиска. Основная претензия конкурентов сводилась к заявлению о том, что Google продвигает собственные сервисы, размещая ссылки на них на более выгодных позициях.

В ответ на предъявленные претензии в апреле 2012 года представители Google предложили Еврокомиссии собственный вариант урегулирования возникшего конфликта. Главным нововведением должно было стать появление в результатах основного поиска, а также в Google Local и Google News, дополнительных ссылок на сайты конкурентов. Помимо этого представители компании пообещали предоставить дополнительный инструментарий, призванный упростить закрытие от индексации отдельных страниц сайтов или же определенных частей контента, а также маркировать соответствующим образом ссылки на сайты, принадлежащие Google. Однако представители европейского регулятора отказались пойти навстречу компании, посчитав, что предложение является не до конца прозрачным и проработанным.

Европейская комиссия наказала участников креветочного картеля

Летом 2000 года два поставщика североморских креветок из Голландии – компании Heiploeg и Klaas Puul осуществили действия, повлекшие раздел  товарных рынков по продаже креветок Бельгии, Германии, Нидерландов и Франции, что было установлено в ходе проведенного  расследования. В период 2003 по 2007 годы в данном сговоре принимала участие немецкая компания Stuhrk, а с 2005 - нидерландская Kok Seafood. Соглашение сохраняло силу до января 2009 года.

Как показало расследование, доля указанных компаний на креветочном рынке стран Европейского Союза, по оценкам экспертов, достигала в совокупности около 80%. При расчете размеров штрафов Еврокомиссия руководствовалась влиянием сговора на европейский рынок, объемом и длительностью нарушения. В результате компания Heiploeg обязана выплатить штраф в размере 27 млн евро, Stuhrk - 1,1 млн евро, а Kok Seafood - 500 тыс евро.

Стоит отметить, что одна из компаний-участниц картельного сговора - Klaas Puul, представила информацию о сговоре в соответствующие органы. Также она активно участвовала в работе следствия и предоставляла Еврокомиссии информацию об указанном сговоре. За такое поведение, по действующему в Европейском союзе регламенту, Klaas Puul была освобождена от уплаты штрафа в полном объеме.

Проекты нормативно-правовых актов и приказы ФАС России в сфере антимонопольного регулирования за период с 15 ноября по 31 декабря 2013 года