Назад к разделу Аналитика

Информационный обзор практики Разрешения судебных споров и медиации (Декабрь, 2013)

С 1 ноября 2013 года вступили в силу поправки в Раздел VI Гражданского кодекса РФ, регулирующие гражданско-правовые институты международного частного права

В статьи раздела VI ГК РФ внесены изменения, уточняющие терминологию институтов международного частного права, связанные, в том числе, с закреплением более четких формулировок применяемых понятий. Изменения касаются, в частности, следующих институтов:

  • ответственности учредителей (участников) юридического лица, учрежденного за границей, по его обязательствам. Поправки касаются ситуации, в которой учрежденное за границей юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории РФ. К требованиям об ответственности по обязательствам такого лица его учредителей (участников) применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого лица.
  • сферы действия права, подлежащего применению к вещным правам (устанавливается, что право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, а в отношении воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов, подлежащих государственной регистрации – по праву страны, где они зарегистрированы).
  • недействительности сделок (правило о том, что совершенная за границей сделка не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы сделки, если соблюдены требования российского права к форме сделки, применяется только при условии, что хотя бы одной из сторон сделки является лицо, чьим личным законом является российское право. Определены отдельные правила о праве, подлежащем применению к форме сделки, в отношении: формы договора о создании юридического лица или сделки, связанной с осуществлением прав участника юридического лица; формы сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации; формы сделки в отношении недвижимости).

Законопроект об изменении судебной системы Российской Федерации проходит чтения в ГД РФ

Проект Закона № 352924-6 «О поправке к Конституции Российской Федерации о Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», внесенный Президентом России, предусматривает внесение изменений, касающихся устройства высших судебных органов Российской Федерации. Системы нижестоящих судов предлагаемыми поправками не затронуты. Проект подразумевает упразднение Высшего Арбитражного Суда и наделение ВС РФ статусом единой высшей судебной инстанцией по всем делам, кроме подведомственных Конституционному Суду РФ.

Для полноценной работы вновь образованного Верховного Суда понадобится внесение изменений в широкий круг законов (законодательства о судоустройстве, процессуальных кодексов, Кодекса РФ об административных правонарушениях), но законопроекты в рамках рассматриваемой реформы судебной системы еще не направлены в Госдуму.

Воплощение идеи слияния судов вызывает множество дискуссий в юридическом сообществе.

22 ноября законопроект прошел третье чтение без существенных поправок и был направлен в Совет Федерации. И 26 ноября на предварительном рассмотрении профильный комитет СФ ФС РФ предложил одобрить закон. В настоящий момент ожидается одобрение проекта Советом Федерации и последующее подписание его Президентом России.

Правительство РФ внесло законопроект, предлагающий новые правила аккредитации филиалов и представительств иностранных компаний

Проект Федерального закона № 365820-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносит изменения, прежде всего, в Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ, регулирующий процедуру аккредитации филиалов и представительств иностранных юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность в России. Проект предполагает, что названные субъекты будут считаться аккредитованными после внесения сведений о них в единый государственный реестр. Соответствующее заявление должен будет подписать руководитель филиала или представительства. Процедуру аккредитации нельзя будет приостановить.

Законопроект предусматривает возможность осуществления деятельности через аккредитованные филиалы и представительства не только для юридических лиц, но и для любых других иностранных корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью по законодательству своей страны (например, холдингов).

Законопроект предусматривает передачу полномочий по аккредитации от Государственной регистрационной палаты при Минюсте России федеральному исполнительному органу, который будет определен Правительством РФ. Можно предположить, что таким органом станет ФНС России.

В то же время ни в действующем законодательстве, ни в законопроекте не установлено ответственности за деятельность филиала или представительства иностранного лица без аккредитации.

Рассмотрение проекта назначено на 10 декабря 2013 года. Если законопроект будет одобрен, большинство его положений вступят в силу с 1 июля 2014 г.

ВАС РФ снова подтвердил позицию по правовой проблеме беспристрастности третейских судов

03.10.2013 г. на сайте ВАС РФ было опубликовано Постановление Президиума ВАС РФ от 16.07.2013 № 1567/13 (отсутствует оговорка о возможности пересмотра вступивших в силу судебных актов по новым обстоятельствам).

ОАО «Сбербанк России» обратился в арбитражный суд за принудительным исполнением решение третейского суда о взыскании задолженности (в том числе путем обращения взыскания на заложенное имущество) по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии. Банк являлся учредителем автономной некоммерческой организации, при которой действовал третейский суд. Суд первой инстанции удовлетворил требования Сбербанка, кассационная инстанция поддержала первоначальную судебную позицию.

Обратившись с надзорной жалобой, ответчик ссылался на то, что порядок формирования третейского суда не соответствует принципу объективной беспристрастности суда, поскольку банк является одним из учредителей некоммерческой организации, при которой создан данный третейский суд.

Судьи высшей инстанции, рассмотрев вопрос о соблюдении принципа беспристрастности третейским судом, если одна из сторон косвенно является учредителем третейского суда, посчитали, что беспристрастность при разрешении спора третейским судом отсутствует. Президиум ВАС РФ счел это нарушением основополагающих принципов российского права и основанием для отказа в выдаче исполнительного листа.

Данным постановлением ВАС РФ последовательно продолжает борьбу с «карманными» третейскими судами, подтвердив это решением в отношении крупного банка.