Назад к разделу Аналитика

Информационный обзор для бизнеса и инвесторов Южной Кореи (Октябрь, 2013)

Российское регулирование промысла рыбы корейскими компаниями

Водные биологические ресурсы являются объектом стратегического значения для России. Правовой режим их добычи и использования строго регламентирован федеральным законодательством РФ. Нарушение установленных законом правил влечет серьезную ответственность вплоть до уголовной.

Добыча водных биологических ресурсов ведется во внутренних водоемах России и за пределами ее территории - в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России.

Правовое регулирование порядка добычи водных биологических ресурсов определено положениями Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – «Закон о рыболовстве»).

Ч. 4 ст. 16 Закона о рыболовстве содержит прямой запрет на осуществление рыболовства, являющегося предпринимательской деятельностью, для иностранных лиц (физических, юридических), а также для российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в установленном порядке, если они осуществляют добычу водных биоресурсов с судов, принадлежащих иностранным лицам, если иное не предусмотрено в федеральном законодательстве.

Согласно ч. 2 ст. 12.2 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и ст. 14.2 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» иностранные юридические лица наделены правом осуществлять добычу водных биологических ресурсов (промышленное рыболовство) в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Взаимоотношения России и Республики Корея в области рыбного хозяйства базируются на Соглашении, подписанном Правительством СССР и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в области рыбного хозяйства 16 сентября 1991 года.

В дальнейшем рыболовные корейские суда получили право промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне России на основе ежегодно предоставляемых Корейской стороне на платной основе квот вылова.

Все вопросы двустороннего сотрудничества рассматриваются на ежегодных сессиях Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству, созданной из представителей Сторон.

Будучи весьма заинтересованной в промысле в исключительной экономической зоне России, Корейская сторона постоянно ставит вопрос об увеличении объема выделяемых ей квот, внося в качестве альтернативы предложение о готовности инвестировать в рыбную отрасль России ежегодно до 5 млн. долларов США.

По итогам прошедшего 16-18 июля 2013 года заседания 22-й сессии Российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству были увеличены ранее установленные для Республики Корея квоты на вылов водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Общий объем разрешенных к вылову морских биоресурсов в 2013 году составит 61,4 тыс. тонн.

Ст. 30 Закона о рыболовстве определяет, что квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов ежегодно распределяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства (Росрыболовством).

В случае, если иностранный инвестор решает приобрести предприятия, осуществляющее вылов водных биоресурсов, необходимо иметь ввиду следующее.

Федеральный закон от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» устанавливает возможность приобретения иностранными организациями акций (долей) в российских компаниях, занимающихся добычей (выловом) водных биологических ресурсов. Однако порядок такого приобретения строго регламентирован и предполагает получение специальных разрешений со стороны российского государства. В ином случае иностранные юридические лица не должны контролировать (то есть прямо или косвенно владеть более 50% акций (долей)) российской рыбодобывающей компанией.

Ограничение допуска иностранного капитала в рыбодобывающий сектор рыбной отрасли России направлено, прежде всего, на защиту интересов отечественных рыбопромысловых предприятий и усиления государственного контроля над добычей и использованием водных и биологических ресурсов.

Председатель Правительства Российской Федерации 19 апреля 2013 года в ходе заседания Правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями дал новые поручение профильным министерствам и ведомствам провести проверку законности деятельности компаний в сфере добычи водных биологических ресурсов.

ФАС России заявил, что Корейские компании должны уйти. Эксперты говорят, что правительство предпримет те же действия, что и в отношении Гон Конского Пасифик Андес в прошлом году.

В начале сентября 2013 года Комитет Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам природопользованию и экологии повторно направил в Федеральную службу безопасности и Генпрокуратуру РФ обращение, в котором просит принять меры по пресечению незаконного промысла водных биоресурсов на Дальнем Востоке иностранными юридическими лицами. Необходимость в повторном обращении вызвана тем, что несмотря на предпринятые ранее меры, незаконный промысел иностранными компаниями биоресурсов до конца не пресечен.

Россия уже имеет опыт расследования и устранения нарушений со стороны иностранных компаний на рынке водных биоресурсов. Так, в конце 2012 года ФАС России, выявив нарушение порядка установления контроля над российскими компаниями стратегического назначения, обязала китайскую Pacific Andes, занимавшуюся ловом рыбы на Дальнем Востоке, продать свои российские активы.

В настоящее время антимонопольная служба проводит предварительное расследование в отношении ряда крупных корейских, китайский, японских и американских компаний, предположительно незаконно контролирующих около 20 российских рыбопромысловых предприятий.

Если нарушение будет установлено, то возможно несколько вариантов квалификации таких действий и возбуждения процедур о привлечении к соответствующим видам юридической ответственности:

  1. Нарушение Федерального закона от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» иностранным инвестором (приобретение контроля в отношении российских компаний без получения разрешения ФАС России и специальной Правительственной комиссии); последствия – лишения права голоса иностранного инвестора на собрании акционеров (по решению суда); принудительное распоряжение активами (как результат признания сделки недействительной по решению суда); административные санкции (штраф до 1 млн. руб.)
  2. Нарушение Закона о защите конкуренции российскими и/или иностранными компаниями. Наиболее серьезным нарушением которое может вменяться – картель (последствия – оборотный штраф до 15% годового оборота, возможно уголовное наказание физических лиц, в том числе и иностранцев по ст. 178 УК РФ)
  3. Нарушение Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов (последствия – административный штраф с конфискацией (в отношении российских компаний) и возможна уголовная ответственность в отношении физических лиц, включая иностранце по ст. 256 УК РФ).