Назад к разделу Аналитика

Информационный обзор для бизнеса и инвесторов Южной Кореи (Выпуск 1, 2014)

Правительство РФ одобрило модель создания территорий опережающего экономического развития на Дальнем Востоке, ориентированную на привлечение южно-корейских инвесторов

05 февраля 2014 года Правительстве РФ одобрило предложения Минвостокразвития РФ об основных принципах создания и управления территориями опережающего социально-экономического развития (далее - «ТОЭР») на Дальнем Востоке. Планируемые к созданию на ТОЭР экспортоориентированной модели условия ведения бизнеса будут способны конкурировать с ключевыми деловыми центрами Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, до 01 ноября 2014 года в российское законодательство будут внесены изменения, предусматривающие для резидентов созданных в будущем территорий опережающего экономического развития такие льготы, как в частности:

1) установление 5-летних каникул:

  • по налогу на прибыль организаций,
  • по налогу на добычу полезных ископаемых (за исключением нефти и газа),
  • по земельному налогу,
  • по налогу на имущество организаций;

2) установление пониженных ставок обязательных платежей по страховым взносам для новых предприятий, размещаемых на территориях опережающего развития,

3) упрощение порядка получения разрешений на строительство,

4) упрощение порядка подключения к электросетям,

5) упрощение порядка прохождения таможенных процедур.

Проект федерального закона должен быть внесен в правительство до 31 марта 2014 года.

До 06 октября 2014 года Минвостокразвития совместно с рядом министерств и губернаторами регионов Дальневосточного федерального округа поручено обеспечить создание необходимой инфраструктуры на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке.

Идея создания таких территорий с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных, в том числе и на экспорт, в Дальневосточном федеральном округе была оглашена Президентом Российской Федерации 12 декабря 2013 года в рамках ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации. В ходе послания Владимир Путин особо подчеркнул, что подъем Сибири и Дальнего Востока является национальным приоритетом Российской Федерации на весь XXI век.

Правительству РФ совместно с губернаторами поручено до 01 июля 2014 года установить перечень территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев в рамках реализации указанного поручения Президента предписал Минвостокразвития в срок до 05 июня 2014 года определить критерии отнесения отдельных территорий Дальнего Востока и Восточной Сибири, включая Республику Хакасия и Красноярский край, к территориям опережающего социально-экономического развития, а также установить их перечень. Речь идет о 12 таких территориях в Приморском крае. Так, на Сахалине предполагается создание двух ТОЭР – в южной и западных его частях.

В настоящее время идет активная работа профильных министерств, направленная на разработку необходимого законодательства с учетом лучших мировых практик по созданию правовых режимов и управлению территориями опережающего экономического развития. Так, предполагаемый к принятию проект федерального закона о ТОЭР будет регулировать такие вопросы, как:

  • особенности правового статуса ТОЭР;
  • порядок создания, управления и прекращения деятельности ТОЭР;
  • особенности правового статуса резидентов ТОЭР;
  • порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента ТОЭР;
  • особенности правового режима земель, находящихся в в границах ТОЭР, а также порядка их выделения для целей реализации инвестиционных проектов;
  • особенности осуществления иной (в том числе предпринимательской) деятельности нерезедентами в ТОЭР, не связанной с реализацией инвестиционных проектов;
  • особенности правового регулирования оборота объектов недвижимого имущества;
  • особенности налогообложения деятельности резидентов ТОЭР, федеральные и региональные налоговые льготы, предоставляемые резидентам ТОЭР, особенности применения положений международных соглашений в сфере налогообложения;
  • особенности таможенных режимов на ТОЭР;
  • меры государственной поддержки резидентов и инвестиционных проектов в ТОЭР;
  • способы организации отношений по реализации инвестиционных проектов между государством и резидентами ТОЭР;
  • особенности осуществления государственного контроля (надзора) на ТОЭР;
  • участие институтов развития в деятельности ТОЭР.

Юристы компании ART DE LEX принимают активное участие в данной работе, оказывая консультационных услуги Минвостокразвития в части анализа успешного иностранного опыта по созданию и управлению территорий опережающего экономического развития.

В скором времени Минвостокразвития планирует закончить подготовку проекта федерального закона о порядке создания и управления территориями опережающего экономического развития и иных мерах государственной поддержки Дальнего Востока и представить его на дальнейшее рассмотрение и доработку. Принятие указанного акта и планируемое внесение изменений в уже утвержденные государственные программы по развитию Дальневосточного региона окажет положительное влияние на возможность успешной и взаимовыгодной реализации совместных проектов между Российской Федерацией и Республикой Корея.

Кроме того, в ходе прошедшего 05 февраля 2014 года заседания Правительства РФ было принято решение о создании единой системы институтов развития Дальнего Востока, включающих:

  • ОАО «Дальний Восток», участвующее в создании и управлении территориями опережающего социально-экономического развития;
  • АНО «Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока», осуществляющую деятельность по инвестиционному и внешнеэкономическому продвижению Дальневосточного федерального округа;
  • АНО «Агентство по развитию человеческого капитала», организующую обеспечение инвесторов необходимыми кадрами, в том числе за счёт обучения и привлечения новых жителей;
  • ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», участвующее в финансировании инфраструктуры и проектов резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.

Таким образом, работа профильных министерств и ведомств по созданию законодательных актов, регулирующих в инвестиционные процессы на территории Дальневосточного Федерального округа, ориентированная на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности на Южную Корею, свидетельствует о возрастании заинтересованности в сотрудничестве России и Республики Корея.

Первый заместитель Министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов в рамках прошедшей 14 февраля 2014 года встречи с представителями Корейского агентства по содействию торговле и инвестициям (Korea Trade-Investment Promotion Agency, KOTRA) прямо указал на интерес российской стороны в привлечении корейских компаний на Дальний Восток, прежде всего, в сферу глубокой переработки древесины, железорудного сырья, выращивания биоресурсов. Генеральный директор КОТRА Со Бен Тэк подтвердил, что среди крупнейших корейских инвесторов есть большой интерес к сотрудничеству с дальневосточными и сибирскими регионами и сообщил также, что в ближайшее время корейская сторона подготовит и представит Министерству встречные предложения по совместному сотрудничеству.

Российские власти планируют представить концепцию создания рыбоперерабатывающего кластера на Дальнем Востоке в ближайшие месяцы

30 января 2014 года в Приморье был подписан контракт между Инвестиционным агентством Приморского края и Московским филиалом Исследовательского института Номура на выполнение работ по разработке концепции рыбоперерабатывающего кластера. Реализация указанного проекта в целом рассчитана на пять месяцев. При этом на создание концепции кластера отводится около 2-3 месяцев, оставшийся срок предусматривается для подготовки технико-экономического обоснования и инвестиционных предложений. На основе указанных документов Инвестиционное агентство Приморья планирует получить конкретные предложения иностранных инвесторов, намеренных участвовать в предполагаемых проектах.

Рыбопромышленный комплекс, который будет создан на юге Приморского края, включит в себя холодильные мощности, современную портовую и транспортную инфраструктуру, и другие объекты, обеспечивающие полный цикл производства. В его состав также войдет торговый центр.

Проведение работ по созданию рыбоперерабатывающего кластера обусловлено рядом поручений Президента РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, а также положениями Программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса», Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года», Государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы».

Кроме того, необходимо отметить планы по созданию на территории Приморского края рыбной биржи. Так, Минвостокразвития России предлагает создать в ближайшее время на территории прибрежных регионов торгово-логистические центры международного уровня по продаже морских биоресурсов через систему электронных торгов. Пилотный проект должен заработать на базе судостроительного завода в Находке с введением крупных припортовых холодильных мощностей на 400 тысяч тонн. Также предусматривается строительство холодильников на территории Хабаровского края, в Ванино и Советской Гавани - по 20 тысяч тонн каждый и на 15 тысяч тонн в Хабаровске.

Заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов высказал мнение об использовании  опыта и инвестиций Южной Кореи при создании такой торговой площадки. Так, например, им было предложено осуществление совместного с корейскими предпринимателями проекта по созданию рыбной биржи с предоставлением инвесторам из Республики Корея права реализации установленного процента от добытых на территории России водных биологических ресурсов.