Назад к разделу Аналитика

Информационный бюллетень практики антимонопольного регулирования (Выпуск 5, 2019)

СОБЫТИЯ 

В МОСКВЕ ПРОШЛА XI КОНФЕРЕНЦИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ 

25 октября 2019 года в Москве прошла ежегодная XI конференция «Антимонопольное регулирование в России», в рамках которой были рассмотрены главные события 2019 года в области антимонопольного регулирования.

Программа включала в себя обсуждение таких вопросов, как соответствие полномочий ФАС России задачам развития конкуренции, антимонопольные аспекты цифровизации экономики, а также актуальные темы применения законодательства о закупках, мнения «за» и «против» антимонопольного комплаенса и многое другое.

В рамках форсайт-сессии «Картели 2020» выступил Ярослав Кулик, партнер ART DE LEX. Принципиальными вопросами дискуссии стали темы: введения новой уголовной и административной ответственности за картели, преодоления презумпций в картельных делах, взаимодействия бизнеса и ФАС России в борьбе с картелями.

Кроме того, в рамках данной Конференции 27 – 28 октября 2019 года в Брюсселе состоялась выездная международная сессия, на которой были затронуты темы антимонопольного законодательства и антимонопольной практики в юрисдикциях стран ЕС и их влияние на российские корпорации и юридический бизнес.

ГЛАВА ФАС РОССИИ ПОДВЕЛ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ЗА 2018 ГОД 

16 сентября 2019 года руководитель ФАС России Игорь Артемьев на Расширенном заседании Коллегии антимонопольного ведомства рассказал о результатах проделанной за 2018 год работы и обозначил новые задачи. В своем докладе глава ФАС России указал, что на данный момент «дорожная карта» развития конкуренции исполнена на 41,5%, отметил важность регионального аспекта поддержки конкуренции и работы по актуализации региональных «дорожных карт», рассказал о закреплении принципа долгосрочного тарифного регулирования на все естественно-монопольные сферы контроля, а также внедрении принципа «тариф в обмен на инвестиции», позволяющего стимулировать организации к сокращению издержек и повышению своей производительности. Кроме того, были подведены итоги в сфере борьбы с картелями. Игорь Артемьев сообщил, что на основании материалов ФАС России возбуждено 34 уголовных дела, из них 15 по статье 178 УК РФ.

Среди главных проблем развития конкуренции глава ФАС России выделил огосударствление финансового сектора, неконкурентное предоставление природных ресурсов хозяйствующим субъектам, отсутствие единых процедур по продаже государственного имущества, непрозрачность утверждения и исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий и закупочных процедур госкомпаний. Для целей решения этих и других проблем Игорь Артемьев поставил задачу подготовить и принять новый Национальный план на 2021 - 2025 годы, а также осуществить меры по декартелизации экономики, продолжить развитие биржевой торговли и провести работу по цифровизации тарифного регулирования.

ФАС РОССИИ ПЛАНИРУЕТ ВВЕСТИ ПОШЛИНУ ДЛЯ ЖАЛОБЩИКОВ, СРЫВАЮЩИХ ЗАКУПКИ

Заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев сообщил о планах антимонопольной службы ввести плату за необоснованные жалобы, срывающие закупки. Введение такой платы позволит уменьшить количество торгов, приостановленных из-за «профессиональных жалобщиков». К числу «профессиональных жалобщиков» ФАС России относит недобросовестные организации или частных лиц, которые подают жалобы на госзакупки с целью получения денежных средств за отзыв таких жалоб как от добросовестных участников, так и от заказчиков. Размер пошлины пока обсуждается, но, вероятно, он будет составлять долю от начальной цены контракта.
Среди других возможных нововведений, предложенных ФАС России, внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ) положений, расширяющих ответственность банков за нарушение Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также инициатива допуска к крупным контрактам только квалифицированных участников закупок, у которых есть опыт исполнения подобных контрактов.

ПРОЕКТ СОГЛАШЕНИЯ О ВЗАИМНОМ ПРИЗНАНИИ БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ ГОСУДАРСТВАМИ ЕАЭС БУДЕТ ПОДГОТОВЛЕН ЕЭК В 2020 ГОДУ

По итогам заседания Совета Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) было принято решение о разработке проекта Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных закупок (далее – Соглашение) до 1 июля 2020 года. Подготовкой проекта Соглашения займется блок по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК.

Соглашением будут обеспечены равные условия для участников государственных закупок государств членов Евразийского экономического союза. Также Совет ЕЭК обратился к Правительству РФ с просьбой внести изменения в законодательство РФ на время разработки проекта Соглашения, предусматривающие использование банковских гарантий Евразийского банка развития и Межгосударственного банка после получения ими кредитного рейтинга российских рейтинговых агентств. Это позволит не допустить ограничения прав представителей бизнеса союзных государств, желающих участвовать в закупках в РФ.

СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

ПРЕЦЕДЕНТНОЕ РЕШЕНИЕ ФАС РОССИИ ПО ЖАЛОБЕ НА ТОРГИ 2014 ГОДА

В 2014 году компанией ООО «Экспертцентр» (далее – Организатор торгов) был объявлен аукцион по продаже имущества банкрота - ЗАО «ОМО-63» (далее – Аукцион), на который было подано 3 заявки. Однако в связи рядом судебных разбирательств Организатор торгов принял решение о приостановлении аукциона. Один из участников аукциона потребовал возвращения задатка в размере 2,4 млн рублей, однако смог получить лишь 5 тысяч рублей, так как ООО «Экспертцентр» было признано банкротом, а генеральный директор компании был привлечен к уголовной ответственности.

12 июля 2019 года в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве ООО «Экспертцентр» было размещено сообщение о проведении Аукциона. С жалобой на действия Организатора торгов и электронной площадки обратился участник, который ранее не смог вернуть свой задаток. Согласно жалобе, Организатор торгов ограничил права потенциальных участников на участие в Аукционе, предусмотрев такую возможность только для лиц, ранее подавших заявку на участие в Аукционе и оплативших задаток в 2014 году. При этом внесенные денежные средства в качестве задатка на участие в Аукционе на момент его проведения в полном объеме не возвращены, что не помешало Организатору торгов расценить частичный возврат задатка как основание для отказа заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Комиссия ФАС России своим решением признала жалобу обоснованной и вынесла предписание об отмене результатов Аукциона и назначении новых дат приема заявок и внесения задатка. Представители антимонопольной службы отметили, что проведение торгов в 2019 году исключительно среди участников, подавших заявки 5 лет назад, ограничивает конкуренцию и права потенциальных участников, заинтересованных в приобретении имущества, выставленного на Аукционе, а также, что действия Организатора торгов не способствуют наиболее соразмерному удовлетворению требований кредиторов должника.

РАССМОТРЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ДЕЛА В ОТНОШЕНИИ SUPERJOB И RABOTA.RU ПРЕКРАЩЕНО

ФАС России прекратила дело в отношении сервисов по поиску работы Superjob (ООО «Суперджоб») и Rabota.ru (ООО «РДВ-Софт») ввиду отсутствия в их действиях состава правонарушения. Рассмотрение антимонопольного дела в отношении HeadHunter (ООО «Хэдхантер») продолжается.

Ранее ФАС России установила, что условия использования сервисов HeadHunter, Rabota.ru и Superjob содержат положения, запрещающие использование иного программного обеспечения по автоматизированному подбору персонала при работе с этими сервисами. На основании данных условий использования сервисов осуществлялась блокировка учетных записей работодателей, использующих сторонние сервисы по автоматизированному подбору персонала.

При этом данные интернет-ресурсы занимают коллективное доминирующее положение на товарном рынке услуг по обеспечению информационного взаимодействия соискателей, работодателей и кадровых агентств в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) запрещает субъектам, занимающим доминирующее положение, создавать препятствия к доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам.

ИНОСТРАННЫЙ ОПЫТ

ОБНАРУЖЕН ПЕРВЫЙ КАРТЕЛЬ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЫНКА ЕАЭС

В конце 2017 года Министерство национальной экономики Республики Казахстан обратилось в ЕЭК с заявлением о возможных признаках нарушения компанией ЗАО «Дельрус» правил конкуренции на трансграничном рынке. В июле 2018 года в связи с данным обращением ЕЭК было возбуждено дело.

В ходе расследования, проведенного Департаментом антимонопольного регулирования ЕЭК, было установлено, что используя доминирующее положение на рынке технического обслуживания медицинской техники компании ЗАО «Дельрус» и ТОО «Дельрус РК» заключили антиконкурентное соглашение о разделе рынка по территориальному принципу. В частности, о его реализации свидетельствовал отказ российской компании ЗАО «Дельрус» в предоставлении услуги по калибровке ультразвуковых датчиков аппарата Fibroskan казахстанским потребителям в пользу компании-конкурента из Казахстана при наличии возможности самому оказать такую услугу. Также было установлено, что компании вели переписку и перенаправляли покупателей к поставщику услуги в соответствии с географическим принципом территорий обслуживания.

По результатам рассмотрения дела Коллегия ЕЭК признала действия ЗАО «Дельрус» и ТОО «Дельрус РК» нарушением подпункта 3 пункта 3 статьи 76 Договора о ЕАЭС, выразившимся в заключении и реализации соглашения ТОО «Дельрус РК» и ЗАО «Дельрус», которое привело к разделу рынка услуг по калибровке ультразвуковых датчиков к аппарату Fibroskan по территориальному принципу. На основании решения Коллегии

Комиссии генеральным директорам ЗАО «Дельрус» и ТОО «Дельрус РК» назначены штрафы в размере порядка 500 тыс. рублей.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТОРГОВАЯ КОМИССИЯ США И АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ЦЕНТР БРИКС ПОДГОТОВИЛИ ДОКЛАДЫ О КОНКУРЕНЦИИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

24 сентября 2019 года Федеральная торговая комиссия (далее – ФТК) выступила перед подкомитетом Сената США по антимонопольному законодательству, конкурентной политике и правам потребителей с отчетом на тему: «Конкуренция на цифровых и технологических рынках». ФТК были рассмотрены вопросы применения антимонопольного законодательства США при поглощении новых или потенциальных конкурентов цифровыми платформами. В отчете отмечалось, что во многих секторах экономики произошли значительные изменения, что стало результатом широкого использования технологий для поддержки новых и развивающихся бизнес-моделей. Также, в докладе затронута тема антимонопольного анализа и превентивных мер, которые ФТК может использовать для предотвращения нарушения антимонопольного законодательства на рынках цифровых технологий, в частности, при контроле за поглощениями.

Кроме того, 18 сентября 2019 года Антимонопольный центр БРИКС представил проект академического доклада «Цифровая эра конкуренции: Перспективы БРИКС» (далее – Доклад БРИКС). Доклад БРИКС посвящен теме государственного управления цифровой экономикой, в частности, изучению новых форм конкурентных отношений в эпоху цифрового капитализма. Основой задачей, которую преследовали составители Доклада, являлось всестороннее изучение проблем, которые цифровая экономика ставит перед антимонопольными органами, а также разработка новых теоретических и практических рекомендаций, которые антимонопольные органы стран БРИКС должны учитывать в своей работе по обеспечению соблюдения антимонопольного законодательства.

ПРОЕКТЫ

ПРОЕКТ ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»

Положениями Законопроекта предлагается закрепить в Законе о защите конкуренции институт антимонопольного комплаенса, а именно- ввести понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства». Законопроектом будет установлен порядок организации хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса, а также определены основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих систему соответствия.

Кроме того, Законопроект предусматривает, что хозяйствующий субъект будет вправе направить в антимонопольный орган проект внутреннего акта, формирующего комплаенс-систему, для подтверждения ее соответствия требованиям антимонопольного законодательства. А антимонопольный орган уполномочен давать заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. На данный момент,

Законопроект готовится к рассмотрению в Государственной Думе РФ в первом чтении.

ПРОЕКТ ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЗ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Государственная дума РФ в первом чтении приняла законопроект, которым предлагается осуществлять закупки в рамках государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) закрытым способом и не размещать в единой информационной системе сведения об осуществлении ГОЗ в части закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, а также разработки, производства и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры.

Отмечается, что в условиях действия международных санкций против Российской Федерации и ОПК России, необходимо исключить обязанность по размещению сведений о закупках в рамках ГОЗ, в том числе в плане закупок как со стороны государственных заказчиков, так и со стороны исполнителей гособоронзаказа. Также указывается, что размещение сведений о ГОЗ в открытых источниках, учитывая присвоение идентификаторов государственного контракта, позволяет собрать и воспроизвести техническое задание по составным элементам, что может причинить ущерб интересам национальной безопасности и обороны РФ.

ПРОЕКТЫ ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УК РФ И УПК РФ», «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» И ОТЕДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РФ» А ТАКЖЕ О «ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОАП РФ» ВНЕСЕНЫ В ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

Федеральные законы «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в КоАП РФ» внесены в Правительство РФ во исполнение поручений Президента России.

Изменения криминализируют ограничивающие конкуренцию соглашения заказчиков и участников торгов, усиливают уголовную ответственность за сговоры на торгах, а также за участие в картеле для акционеров и членов коллегиальных органов и директоров компаний. Доход от картеля, при котором наступает уголовная ответственность, будет увеличен вдвое - до 100 млн руб., а сумму крупного ущерба - с 10 млн до 20 млн руб. Проектами предложено ввести реестр участников картелей и запрет на их участие в государственных закупках. Изменения также предполагают установление двукратного штрафа за повторное заключение картеля для юридических лиц.

Кроме того, законопроектами предусмотрена необходимость прикрепления информированности о предупреждении об административной и уголовной ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства при размещении заказчиком извещения о закупке.