Назад к разделу Аналитика

Информационный бюллетень практики международного экономического комплаенса (Выпуск 5, 2019).

РОССИЯ

НОВЫЕ САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ВТОРОГО КРУГА ОГРАНИЧЕНИЙ ИЗ-ЗА ИНЦИДЕНТА В СОЛСБЕРИ

1 августа 2019 года Президент Дональд Трамп подписал Исполнительный Указ 13883, вносящий изменения в Е.О. 12851, а 3 августа 2019 года Казначейство США выпустило профильную Директиву (CBW Act Directive) в соответствии с которыми американская администрация будет выступать против продления любых кредитов, а также против финансовой и технической помощи России со стороны международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк или Международный валютный фонд.
Новые санкции предполагают введение запрета на участие банков США в первичной продаже суверенного долга не в рублях, а также предоставления нерублевых кредитов российскому правительству.
Во внешнеторговой сфере ограничения коснутся лицензирования экспорта товаров и технологий, контролируемых министерством торговли США в рамках борьбы с распространением химического и биологического оружия.


Согласно выпущенному 2 августа 2019 года заявлению Государственного департамента США, для обеспечения интересов государственной безопасности будет предоставлен ряд исключений в виде частичного снятия ограничения на банковские кредиты и экспорт. По некоторым категориям экспорта решение будет приниматься индивидуально и в каждом конкретном случае. Среди выделенных сфер отмечается проведение космических полетов, обеспечение безопасности эксплуатации коммерческой пассажирской авиации, а также экспорта, предназначенного для гражданских конечных пользователей, равно как и для стопроцентно американских "дочек" и других иностранных компаний, действующих в России. Исключения распространяются на уже на существующие внешнеторговые контракты и экспортные лицензии предназначенные для работающих в США граждан РФ.
Режим экспортного лицензирования в отношении некоторых внешнеторговых операций с государственными корпорациями или организациями, имеющими государственное финансирование, будет осуществляться в соответствии с политикой «Presumption of Denial». Этот режим предполагает запрет на определённые действия по умолчанию, за исключением особых случаев, демонстрирующих существенные причины для его неприменения.
Как отмечается в секции 678 FAQ от Казначейства США, американские финансовые учреждения, тем не менее, могут принимать участие пусть не на первичном, но на вторичном рынке российского государственного долга.
В Директиве Казначейства США отдельно подчеркивается недопустимость какого-либо обхода указанных в ней ограничений, будь то через осуществление транзакции, либо по средствам сговора с целью обхода ограничений, за исключением разрешенных законом случаев.

НОВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ ПРОТИВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ПРИНЯТ ЧЕРЕЗ ПОПРАВКУ К ПРОЕКТУ ОБОРОННОГО БЮДЖЕТА США

11 июля 2019 года на сессии Палаты Представителей США, представляющие Калифорнию конгрессмен-демократ Бред Шерман во взаимодействии с конгрессвумен-демократом Максин Уотерс (председатель комитета ПП по финансовым услугам) представил поправку к законопроекту H.R. 2500 National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2020. Стоит отметить, что H.R. 2500 сейчас является одним из основных фискальных документов для целей обороны в США.
Согласно поправке, предполагается введение полного запрета на операции с y российскими государственными долговыми инструментами. Запрет будет распространяться на всех граждан и юридических лиц США. При этом, под долговыми инструментами подразумеваются облигации Министерства финансов России, а также ценные бумаги Центрального банка России, выпущенные в обращение через 180 дней (и позже) после принятия этого законопроекта. Как следует из документа, данные меры предлагаются как ответ на вмешательство России в американские выборы.
Поправка дает толкование понятию «Вмешательство». Согласно определению, вмешательство предполагает под собой какое-либо вмешательство в регистрацию избирателей, кражу информации с целью влияния на выборы, а также ситуации, когда российские хакеры выдают себя за американских официальных представителей.


Стоит отметить, что поправка была представлена на голосование в составе единого блока поправок («Amendments En Bloc») через автора всего фискального оборонного законопроекта, конгрессмена-демократа Адама Смита, представляющего штат Вашингтон. Поправки в составе единого блока обычно согласовываются внушительной группой членов палаты конгресса, что и было сделано (En Bloc 5). Часто такая процедура применяется когда отдельный конгрессмен сконцентрирован на одной поправке во время одной сессии, однако также существует необходимость групповой поддержки параллельного направления. При этом, как и следовало ожидать, единый блок поправок был принят без голосов против.
Вне единого блока поправок, перед обсуждением вышеупомянутого единого блока, конгрессмен Шерман представил на сессии особую поправку к фискальному оборонному законопроекту (H.AMDT.521(текст), запрещающей перечисление денежных средств на некоторые оборонные цели республике Азербайджан из-за опасений в сфере гражданской авиации.
Во время обсуждения, автор поправки конгрессмен Шерман высказал серьезные опасения касательно враждебной риторики Азербайджана допускающего уничтожение самолетов в аэропорту города Степанкерт в Нагорно-Карабахском регионе («Azerbaijan has stated, with regard to flights going into Stepanakert Airport, that they envision the physical destruction of airplanes landing in that territory»).

Против поправки резко выступил представляющий Техас конгрессмен-республиканец Рон Райт, подчеркивая (а) стратегический характер Азербайджана, расположенного между двумя враждебными по отношению к США силам в виде России и Ирана, (б) роль Азербайджана как союзника США в Афганистане и (в) недопустимость разрешения принципиальных политических вопросов во время обсуждения оборонного бюджета, особенно допуская со-председательство США в Минской группе ОБСЕ по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе.
Несмотря на противодействие со стороны республиканцев, поправка касательно некоторых вопросов оборонных расходов в пользу Азербайджана была принята большинством голосов.
Таким образом, на примере этого законопроекта видно, что принципиальные политические вопросы вполне могут решаться через довольно необычные механизмы, когда изначально направленный на вопросы обороны законопроект затрагивает внешнеполитические вопросы.
Чтобы приобрести силу закона, Законопроекту предстоит пройти через Сенат и быть подписанным Президентом США. Стоит отметить, что перед обсуждением законопроекта, Белый дом выпустил специальный документ, в котором сообщалось о вероятном вето со стороны Президента, в случае принятия законопроекта в представленном до обсуждения виде.
По данным СМИ, в случае принятия положений закона в настоящем виде он лишь подстегнет интерес европейских и азиатских инвесторов к российским долговым инструментам в силу неминуемого роста доходности.

ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ САНКЦИЙ ДЛЯ БАНКОВ

19.06.2019 депутатом Государственной Думы Владимиром Резником в Госдуму был внесен законопроект, в соответствии с которым предлагается наделить ЦБ РФ полномочиями по формированию реестра ненадлежащих поставщиков информационно-технологических услуг.
Концепция законопроекта заключается в том, чтобы минимизировать риски бесперебойного оказания услуг кредитным организациям со стороны ненадежных поставщиков информационно-технологических услуг.
В частности, предлагается в случае одностороннего отказа поставщика информационно-технологических услуг в исполнении договора с участником расчетов, при введении в отношении последнего санкций (например, приостановление обслуживания операций с банковскими картами участника расчетов в связи с его внесением в санкционный список), вносить такого поставщика в реестр ненадежных поставщиков информационного-технологических услуг.
Последствия такого внесения включают запрет банкам заключать новые договоры на информационное и технологическое взаимодействие с организациями, включенными в перечень. Кроме того, в течение полугода с момента внесения в реестр банки должны будут прекратить действующие договорные отношения с фигурантами списка ЦБ.

ВЫХОД ЧАСТНЫХ БАНКОВ ИЗ КАПИТАЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ВАЛЮТНОЙ БИРЖИ (СПВБ)

АО Альфа-Банк и ПАО «Банк «Санкт-Петербург» вышли из капитала СПВБ, которая может стать основой для создания биржи, на которой будут торговаться бумаги компаний, попавших под санкции, о чем объявил замминистра финансов Алексей Моисеев ещё летом 2018. При этом сообщается, что госбанки продолжают владеть биржей.


РОССИЯ СНИМАЕТ САНКЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ С ЭРИТРЕИ

22 июля 2019 года Российская Федерация сняла санкционные ограничения с Эритреи. Соответствующий Указ Президента Российской Федерации опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.


Введенные в июле 2010 года ограничения были направлены на выполнение резолюции Совета Безопасности ООН 1907 от 23 декабря 2009 года. Ограничения включали в себя экономические санкции и оружейное эмбарго.
Основанием для введения санкционных ограничений на уровне СБ ООН была поддержка Эритреей исламских боевиков в Сомали. Снятие санкционных ограничений связано с нормализацией обстановки.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

ЧАСТИЧНАЯ ОТМЕНА СУДОМ ЕС САНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ЯНУКОВИЧА И ЕГО СЕМЬИ

В пресс-релизе Суда ЕС от 11.07.2019 сообщается, что по ряду исков бывшего Президента Украины Виктора Януковича, его старшего сына Александра и его нескольких соратников были приняты решения о разморозке их активов на территории ЕС.


Основанием для отмены санкций послужило решение Суда ЕС делу Azarov v Council, (C-530/17 P), имеющее прецедентное значение. Ранее Совет ЕС, внося фигурантов уголовных дел о присвоении государственных активов и имущества или их вывоза за пределы Украины в санкционный список, основывался только на данных о проводимом властями Украины расследовании.
В соответствии с новой практикой Суда ЕС, Совет ЕС при принятии ограничительных мер обязан проверить, были ли соблюдены права фигуранта списка на эффективные средства правовой защиты и доступ к правосудию, если поводом для включения в санкционный список являются исходящие от третьего государства постановления о возбуждении уголовного производства и сопровождающие его документы. Однако при продлении санкций в отношении вышеупомянутых лиц Совет ЕС такую проверку не проводил, в связи с чем и были отменены санкции.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ

САНКЦИИ ПРОТИВ ПРОЕКТА «СЕВЕРНЫЙ ПОТОК – 2» СОГЛАСОВАНЫ С КОМИТЕТОМ СЕНЕТА ПО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

31 июля 2019 года Комитет Сената США по внешней политике согласовал принятие с поправками законопроекта S. 1441, получившего название PEES (“Protecting Europe’s Energy Security Act”). Согласно законопроекту, органы власти США смогут налагать санкционные ограничения в отношении компаний, принимающих участие в прокладывании глубоководных трубопроводов (30 метров (100 футов) и более ниже уровня моря). Вполне допускается, что эти ограничения могут быть применены как к проекту «Северный поток - 2», так и проекту «Турецкий поток».
Среди потенциальных целей новых ограничительных мер могут оказаться компании из Германии (Uniper, Wintershall), британо-датская Shell, французская Engie, австрийская OMV.
Законопроект предполагает комплексные ограничения в сфере миграционного регулирования, банковской и страховой деятельности, финансового посредничества, блокировки активов, обмена валюты. Также, однако, законопроект допускает определенные исключения, связанные, среди прочего, с вопросами национальной безопасности, международными обязательствами США.
Чтобы приобрести законную силу, законопроекту предстоит пройти через голосование в Сенате и Палате Представителей, а далее быть подписанным Президентом США.
Ранее, накануне изначально запланированного голосования по предложенному комитетом Сената США по внешней политике законопроекту по введению санкций против проекта «Северный поток – 2», представляющий штат Кентукки сенатор-республиканец Рэнд Пол фактически сорвал запланированное голосование.


По данным издания Daily Beast, 26 июля 2019 года, сенатор Пол разослал своим коллегам по Сенату письмо, в котором сообщил о контрпродуктивном характере вводимых ограничений. Начав с правовой неопределенности законопроекта, сенатор далее подчеркнул несправедливые ограничения для союзников США по НАТО в ЕС, а также обратил внимание на недопустимость введения ограничений против компаний из Швейцарии, напомнив о традиционном нейтралитете этой страны.

Сенатор Пол известен своей критикой внешней политики США в отношении России. Так, вместе с представляющим штат Вермонт сенатором-демократом Берни Сандерсом, Пол и Сандерс были единственными двумя сенаторами, которые голосовали против принятия CAATSA - федерального закона США, вводившего дополнительные санкции в отношении Ирана, Северной Кореи и России.
«Северный поток - 2» является одним из ключевых энергетических проектов в Европе. Являющийся продолжением проекта «Северный поток», этот проект призван обеспечить стабильное снабжение европейских потребителей газом из России и снизить влияние транзитных стран на процесс поставки газа. Магистральный трубопровод должен пролегать по дну Балтийского моря через акваторию нескольких европейских государств.

ОТКАЗ ИРАНА ОТ РЯДА ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО СОВМЕСТНОМУ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕМУ ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ

В ответ на введение на основании Указа Президента США Дональда Трампа (E.O. 13871) новых санкций в отношении Ирана (в частности, ограничений по добыче и производству железа, стали, алюминия и меди в Иране) исламская республика заявила об отказе от выполнения ряда принятых обязательств по СВПД.

ВНЕСЕНИЕ В САНКЦИОННЫЕ СПИСКИ CUBAMETALES И ДЕЛИСТИНГ ИТАЛЬЯНСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ PB TANKERS В РАМКАХ ВЕНЕСУЭЛЬСКОЙ ПРОГРАММЫ

В канун дня независимости США, 3 июля 2019 года, за продолжительную и существенную помощь режиму Мадуро, а также ключевую роль в посредничестве по торговле нефтью,
Казначейство США внесло в санкционные списки внешнеторговую компанию Cubametales.

По информации Казначейства США, начиная с внесения в санкционные списки компании PDVSA 28 января 2019, Cubametalls играла ключевую роль в транспортировке нефти для венесуэльской стороны.
Вместе с тем, важным шагом для развития санкционного регулирования является делистинг итальянской транспортной компании PB Tankers S.p.A.

Согласно сообщению Казначейства США, компания смогла доказать регулятору свою дальнейшую непричастность по участию в операциях с Кубой и Венесуэлой, а также предприняло ряд шаг для дальнейшего предотвращения нарушения санкционных режимов США.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ НАНОСЯТ УДАР ПО СИСТЕМЕ ЗАКУПОК ИРАНСКОЙ ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

18 июля 2019 года Казначейство США нанесло удар по международной сети поставщиков некоторых важнейших компонентов иранского ядерного комплекса. Семь юридических и пять физических лиц из Ирана, Бельгии и КНР теперь находятся под блокирующими санкциями и обладают статусом SDN за нарушение санкционного режима в отношении оружия массового поражения.


Поставлявшиеся для нужд ядерного комплекса Ирана товары контролируются через правовой режим NSG (Nuclear Supplier Group) – объединение стран-экспортеров ядерных материалов и международную систему экспортного контроля за ядерными компонентами. Согласно Резолюции Совета Безопасности ООН 2231 (2015), являющейся одним из основных документов для СВПД, действия по поставке, продаже или трансферу товаров этой особой категории в Иран подлежат обязательному согласованию с СБ ООН в каждом конкретному случае. Согласно заявлению Казначейства, закрепленные правовым режимом исключения не применимы для этого дела.
Действуя в интересах компании TESA (является основным хозяйствующим субъектом на рынке центрифуг, используемых для обогащения урана (в SDN-списке с 21 ноября 2011 года) и AEOI (главный хозяйствующий субъект Ирана в сфере атомной энергетики (в SDN-списке с 5 ноября 2018), ряд связанных между собой организаций и лиц организовал закупку и доставку в Иран крупных партий продукции алюминия из КНР.
Используя посредников с представительством и присутствием в Бельгии, TESA договорилась о скоординированных действиях в отношении процесса поставки товара через китайских производителей алюминиевой продукции Suzhou Zhongsheng Magnetic Company Limited и Suzhou A-One Special Alloy CO., Ltd - металлургических компаний из города Сучжоу, провинции Цзянсу, КНР. Согласно данным Казначейства, действовала иранская сторона через расположенную в провинции Фуцзянь компанию Sanming Sino-Euro Import and Export Co., Ltd, специально учреждённую для координации процесса покупки и оплаты продукции. Отмечается, что закупленные в КНР подходят для использования на газовых центрифугах Ирана. Более того, отмечается, что китайская сторона знала о компании TESA как конечном потребители своей продукции.
Казначейство предупреждает всех заинтересованных лиц о риске попадания под вторичные санкции и отдельно предупреждает финансовые организации о рисках, которые могут последовать за умышленную организацию финансового обслуживания включенных в санкционные списки лиц.

HUAWEI В ТЕЧЕНИИ ВОСЬМИ ЛЕТ ТАЙНО ПОМОГАЛ КНДР В СТРОИТЕЛЬСТВЕ БЕСПРОВОДНЫХ СЕТЕЙ И ИСПОЛЬЗОВАЛ В СВОЁМ ОБОРУДОВАНИИ АМЕРИКАНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И КОМПОНЕНТЫ

22 июля 2019 года в распоряжении СМИ оказались конфиденциальные документы компании Huawei, свидетельствующие о ведении компанией бизнеса на территории КНДР.
Согласно оказавшимся в распоряжении Washington Post сведениям, объединившись с китайской государственной компанией Panda International Information Technology Co. Ltd, Huawei оказывал содействие в установке станций, антенн и другого оборудования, необходимого для запуска телеком-оператора Koryolink. Кроме того, компания осуществляла работы по интеграции сети, обслуживания программного обеспечения, а также работ по «расширению».


По данным источников, компания работала в КНДР с 2008 по 2016 гг., заложив начало своей деятельности ещё в 2006 году, во время тайного визита Ким Чен Ира (отец нынешнего лидера КНДР Ким Чен Ына) в штаб-квартиру Huawei.
Информация о присутствии китайских компаний прослеживается и в открытом доступе. На одном из форумов, используемых для неформального общения работников компании, сотрудник рассказал о своей работе над проектами в КНДР, а также трансфере в Пекин для работы на объектах олимпиады. Для служебных целей, во всех документах и переписках КНДР обозначается как А9.
Одним из ключевых вопросов является использование в оборудовании Huawei запрещенных системой экспортного контроля США к поставке в КНДР технологических компонентов. В своё время и Huawei, и Panda неоднократно были в центре внимания американских регуляторов.
Так, в 2014 году Panda была обвинена в использовании американских компонентов для нужд армии КНР и/или стран, находящихся под санкциями США. С тех пор, любые поставки компанией продукции с содержанием хотя бы 10% содержимого товара из США без должной лицензии считаются нарушением экспортных ограничений. Схожие ограничения применяются в отношении Huawei с мая этого года.
Оказавшиеся в распоряжении издания документы показывают, что Huawei также имеет деловые связи с китайской компанией Dandong Kehua, находящейся с ноября 2017 года в SDN-списке. Китайская компания нарушила санкционный режим в отношении КНДР ведя внешнеторговую деятельность с КНДР. Казначейство посчитало, что компания таким образом способствовала финансированию корейской ядерной программы.