Назад к разделу Аналитика

Информационный бюллетень практики недвижимости и строительства (Выпуск 3, 2019)

СОБЫТИЯ


1. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СНОСУ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (далее ─ ОКС)

С 08.05.2019 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 509, которым утверждены требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства. Такой проект состоит из двух частей: текстовой и графической. Для каждой части предусмотрен исчерпывающий перечень сведений, чертежей и иных документов. В частности, в текстовой части проекта содержатся сведения о проектной документации ОКС, подлежащего сносу, описание такого ОКС с указанием основных параметров, конструктивных и инженерно-технических характеристик, вид ОКС, основания для разработки проекта, сведения о результатах и материалах обследования ОКС и т.д.
В то же время, данные требования не применяются в случае сноса гаражей, объектов ИЖС, зданий и сооружений вспомогательного значения, объектов, которые не являются ОКС, а также в случае сноса ОКС в целях строительства нового ОКС (ч. 3, 8 ст. 55.30 ГрК РФ).

2. ЕЩЕ БОЛЬШЕ БАНКОВ СМОГУТ РАБОТАТЬ С СЧЕТАМИ ЭСКРОУ ПО ДДУ

Постановлением Правительства от 16.05.2019 № 606 уменьшены требования к кредитному рейтингу банков, которые вправе открывать эскроу счета по ДДУ. Теперь банки, уровень которых ниже «A-(RU)», но выше «BBB-(RU)» по национальной рейтинговой шкале для РФ, присвоенной кредитным рейтинговым агентством Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство, могут работать со счетами эскроу до данным договорам. Данное смягчение требований необходимо для увеличения количества таких банков, в том числе региональных, с 63 до 100, что будет способствовать созданию более конкурентной среды.

3. ВСЕГО ЛИШЬ 20% НОВОСТРОЕК ПЕРЕЙДУТ НА ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

По данным аналитиков федеральной компании «Талан», более половины строящихся объектов в настоящее время не готовы к переходу на эскроу счета по ДДУ. Это связано с тем, что на эскроу счетах сейчас размещено только около 3,8 млрд. рублей, что свидетельствует о заключении лишь 0,18% сделок от общего прошлогоднего объема ДДУ. Все эскроу счета открыты в «Банк ДОМ.РФ», «Сбербанк», «Банк ВТБ», «Банк «Санкт-Петербург» и «Совкомбанк».


Больше всего проектов готово к переходу на эскроу счета в Уфе, Казани, Твери. В Москве всего 20% строящихся проектов готовы к такому переходу. Меньше всего готовы к переходу на проектное финансирование с 01.07.2019 застройщики в Ярославле, Новороссийске, Обнинске, Новосибирске, а также в Калуге (https://www.irn.ru/news/128230.html).

4. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОИСКА ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

В Московской области уже в ближайшее время планируется начать использовать дроны для поиска земельных правонарушений. Данное новшество поможет сравнить фактическое использование земельных участков с данными ЕГРН, а также необходимо для государственного земельного надзора, в том числе проведения обследования земельных участков, доступ к которым затруднен. Кроме того, беспилотники в дальнейшем планируется использовать на всей территории страны. Для этого ожидается создание центров коллективного использования беспилотных летательных аппаратов в административных центрах федеральных округов России до конца 2019 года (https://rosreestr.ru/site/press/news/rosreestr-razvivaet-proekt-po-ispolzovaniyu-bespilotnykh-letatelnykh-apparatov-s-tselyu-zemelnogo-na/).

5. СПРОС НА ОФИСНУЮ НЕДВИЖИМОСТЬ

В настоящее время спрос на офисную недвижимость в Москве выше, чем предложение. Доля свободных площадей составляет всего лишь 7,9%. Более половины офисов расположены за пределами Третьего транспортного кольца, что делает их не особо подходящими для крупных компаний. Кроме того, застройщики не торопятся вводить в эксплуатацию новые офисы, в связи с чем в этом году было введено на 26% меньше офисов по сравнению с прошлым годом за период с января по март. В ближайшее время ожидается сдача в эксплуатацию нескольких крупных бизнес-центров: «Академик», Стратос. Инновационный центр Сколково», «Искра-Парк», «Смоленский Пассаж» (фаза II), «Большевик» (фаза II), «Верейская Плаза IV» (https://www.cian.ru/novosti-vvod-ofisnyh-ploschadej-v-moskve-vyrastet-bolee-chem-vtroe-292671/).

6. ВРЕМЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ В АПАРТАМЕНТАХ

В настоящее время в Государственной Думе разрабатывается законопроект, в соответствии с которым будет возможно получить временную регистрацию в апартаментах. В связи с тем, что требования к строительству апартаментов ниже, чем к строительству многоквартирных домов, приравнять апартаменты к жилью невозможно. Однако возможно признать их пригодными для временного проживания (https://rg.ru/2019/04/24/v-apartamentah-razreshat-vremennuiu-registraciiu.html).

7. «ЛЬГОТНЫЙ ПЕРИОД» ДЛЯ ЗАЕМЩИКА

С 31.07.2019 вступает в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 76-ФЗ, в соответствии с которым заемщик вправе будет изменять условия кредитного договора, предусматривающие возможность в течение периода до 6 месяцев не платить по ипотечным жилищным кредитам или уменьшить размер их платежей. Данная возможность предоставляется в случае: если предметом ипотеки является единственное пригодное для постоянного проживания заемщика жилое помещение, заемщик находится в трудной жизненной ситуации, а также условия таких договоров раннее уже не изменялись по требованию заемщика.

Кроме того, в данном законе предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых заемщик считается находящимся в трудной жизненной ситуации: регистрация заемщика в качестве безработного гражданина, признание заемщика инвалидом I и II группы, смерть трудоспособного близкого родственника заемщика, временная нетрудоспособность заемщика сроком более 2 месяцев подряд, снижение заработной платы (дохода) на 30 % по сравнению со среднемесячной заработной платой (среднемесячным доходом).
Отличительной особенностью данного закона является то, что денежные средства, неуплаченные в течении «льготного периода», заемщику нужно будет уплатить на первоначальных условиях договора в конце срока возврата кредита, который увеличивается на срок «льготного периода».

8. «АРТ-ПАРК» В ЦЕНТРЕ ПЕТЕРБУРГА

Вместо судебного квартала в исторической части Санкт-Петербурга планируется создать арт-парк, в котором будут расположены различные мастерские, лаборатории, гастрономический кластер, кинотеатр и т.д., что соответствует изначальным планам развития города. Благодаря этому будет увеличено общественное пространство, а также появится возможность проводить множество мероприятий в данном парке. Раннее на данной территории предлагалось разместить два административных здания: для ВС РФ и судебного департамента.
Особенностью данного проекта является учет мнения граждан. Итоговый проект данного парка примут с учетом мнения жителей города.
Сообщается, что данный парк будет более уникальным, чем парк «Зарядье» в Москве (https://riafan.ru/region/spb/1172895-eksperty-nazvali-unikalnym-predstavlennyi-beglovym-proekt-art-parka-v-peterburge).

9. СТРОИТЕЛЬСТВО НА ЗЕМЛЯХ РОСКОСМОСА

Ожидается строительство коммерческой недвижимости на земельных участках, которые в настоящее время принадлежат ГКНПЦ им. Хруничева. Это будет возможно после передачи Москве земельных участков в размере больше 80 га в Филях. До этого данные земельные участки предполагалось использовать для «переезда» дочерних обществ «Роскосмоса». В настоящее время итогового решения о механизме передачи данных земельных участков, еще нет (https://www.kommersant.ru/doc/3922920).

10. «РЖД-СИТИ»

Планируется построить новый офис для «РЖД» и ее дочерних организаций на грузовом дворе возле Рижского вокзала. Приблизительная стоимость данного проекта ─ 72 млрд. рублей. Строительство данного объекта планируется не только за счет собственных средств, но также при помощи банков и инвесторов. Новый «РЖД-сити» по площади будет около 450 000 кв. м, что превышает площадь двух башен «Федерация» в «Москва-сити» (https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/03/20/796904-rzhd-postroit-ofis).

11. БАНКРОТСТВО ЗАСТРОЙЩИКА

Застройщик ЖК «Спорт Таун» (ООО «МарьиноСтройгрупп») признан банкротом решением АСГМ от 26.04.2019. В отношении данного застройщика открыто конкурсное производство. Объекты, строительство которых не завершено, переданы новому застройщику ─ Capital Group (https://stroi.mos.ru/news/zastroishchik-zhk-sport-taun-priznan-bankrotom).

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

1. Собственник нежилого здания имеет исключительное право на приобретение земельного участка, на котором расположено данное здание, в собственность без торгов даже в случае, если здание не используется и разрушено. Судебная коллегия по административным делам ВС РФ отметила, что при отсутствии акта обследования о прекращении существования объекта недвижимости, а также доказательств прекращения права собственности, доказательств, свидетельствующих о несоответствии объекта критериям объекта недвижимости, основания для отказа в предоставлении земельного участка без торгов отсутствуют. Кроме того, предоставление земельного участка собственнику разрушенного здания необходимо для проведения им реконструкции такого объекта капитального строительства, осуществление которой невозможно без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок и получения разрешения на строительство (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 6- КА19-1).

2. Верховный Суд РФ указал, что права арендатора не нарушаются при продаже государственным унитарным предприятием здания, которое является объектом культурного наследия. Государственное унитарное предприятие имеет право продать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения здание с согласия Департамента городского имущества города Москвы без включения данного здания в программу приватизации (п. 2 ст. 295 ГК РФ, пп. 2, 3 ст. 18 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ, Постановление Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99- П).

В данном случае требования законодательства об охране объектов культурного наследия не нарушаются при продаже объекта культурного наследия в связи с тем, что при отчуждении объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия. Кроме того, права арендатора здания не нарушаются в данном случае в связи с тем, что при смене собственника здания договор аренды сохраняется (ст.617 ГК РФ) (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.04.2019 N 305-ЭС19-833 по делу № А40-206752/2017).

3. По мнению Верховного Суда РФ, действие разрешения на строительство может быть прекращено в случае, когда строительство многоквартирного дома планируется на земельном участке, расположенном в границах защитной зоны объекта культурного наследия. Помимо специальных оснований для прекращения действия разрешения на строительство, указанных в ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, орган местного самоуправления вправе отменить разрешение на строительство в порядке самоконтроля в случае, если это разрешение было выдано с нарушением требований градостроительного законодательства (ч. 1 ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ). В данном случае было выдано разрешение на строительство многоквартирного дома в защитной зоне объекта культурного наследия, в границах которой строительство объектов капитального строительства запрещено (п. 1 ст. 34.1 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ) (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.04.2019 по делу № 307-КГ18-21642).

4. Верховный Суд РФ еще раз напомнил, что по своей правовой природе градостроительный план земельного участка выполняет информационную функцию. В связи с этим, он не устанавливает характеристики земельного участка, а также ограничения в отношении его, в нем только воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки (кассационное определение Верховного Суда РФ от 11.04.2019 № 18-КА19-3).

5. По мнению Верховного Суда РФ, при определении размера требований дольщика к банкроту-застройщика необходимо учитывать не только размер уплаченного по договору, но и размер убытков в виде реального ущерба. Под реальным ущербом следует понимать разницу между стоимостью жилого помещения, которое должно было быть передано участнику строительства, и суммой денежных средств, уплаченных по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.


Необходимость учета убытков в виде реального ущерба возникает не только при заявлении денежных требований, но и при заявлении требований о передаче жилых помещений (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 11.04.2019 N 305-ЭС18-2130(5) по делу N А40-53873/2017).

6. Непредоставление покупателю информации об ограничениях земельного участка, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, не является основанием расторжения договора купли-продажи. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ разъяснила, что риск неосведомленности о наличии ограничений в отношении земельного участка, установленных нормативным правовым актом, не может быть возложен только на продавца при недоказанности факта того, что продавец знал или должен был знать о наличии обременения, в частности, в случае, когда покупателю продан земельный участок, расположенный в границах территории достопримечательного места, сведения об ограничениях в отношении которого отсутствовали в ЕГРН (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 02.04.2019 № 38- КГ19- 1).

7. Верховный Суд РФ еще раз напомнил, что неполучение или несвоевременное получение документов, которые предоставляются по межведомственным запросам органов, уполномоченных на выдачу разрешения на строительство, не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (ч. 13 ст. 51 ГрК РФ). Кроме того, Судебная коллегия по административным делам ВС РФ отметила, что в ч. 13 ст. 51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения (например, отсутствие необходимых документов, указанных в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ) (кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2019 № 18-КА19-9).

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ЗАКОНОПРОЕКТ № 681488-7 ОБ ИЗМЕНЕНИИ СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЗАСТРОЙЩИКА

В настоящее время исполнение обязательств застройщика по передаче жилого помещения обеспечивается страхованием гражданской ответственности застройщика, а также поручительством банка по заключенным договорам участия в долевом строительстве. Авторы законопроекта предлагают досрочно прекратить договоры страхования гражданской ответственности застройщика, а также договоры поручительства банка по заключенным договорам участия в долевом строительстве за исключением договоров, по которым наступил страховой случай, предъявлено требование о выплате страхового возмещения или об исполнении обязательств по договору поручительства, вступило в силу решение суда об исполнении обязательств по таким договорам. При этом страховщики и банки будут обязаны передать оставшуюся часть полученной страховой премии или часть полученной платы по договору поручительства в размере не менее 99% от полученной страховой премии (платы по договору поручительства) «Фонду защиты прав граждан ─ участников долевого строительства».
Одной из целей данного законопроекта является обеспечение защиты участников долевого строительства со стороны «Фонда защиты прав граждан ─ участников долевого строительства», помимо создания условий для стабильного и устойчивого развития жилищного строительства.
Данный законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ШТРАФОВ ДЛЯ ЗАСТРОЙЩИКА

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится сразу несколько законопроектов, целью которых является увеличение штрафов для недобросовестных застройщиков: законопроекты № 167556-7, № 441285-7, № 611903-7.
Авторы законопроекта № 167556-7 предлагают увеличить штрафы для застройщиков за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ). Это связано с тем, что в настоящее время штрафы за совершение данного правонарушения крайне малы, несмотря на общественную опасность данного правонарушения, например, за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей. Кроме того, приостановление деятельности застройщика за совершение данного правонарушение сейчас не предусмотрено. В связи с этим предлагается увеличить размер санкции за совершение данного правонарушения в десятки раз в целях предупреждения совершения новых правонарушений, в частности для юридических лиц в соответствии с данным законопроектом штраф за совершение данного правонарушения составит в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей. Данный законопроект 09.04.2019 принят Государственной Думой в первом чтении.
Следует отдельно отметить, что законопроектом № 441285-7 предлагается не только увеличить штрафы за эксплуатацию объекта капитального строительства без разрешения на ввод в эксплуатацию как законопроектом № 167556-7, но и внести изменения в формулировки административных правонарушений (ст. 9.5 КоАП РФ).

Это связано с тем, что в настоящее время для застройщиков предусмотрена административная ответственность за совершение данного правонарушения только при эксплуатации объектов капитального строительства, по которым требуется выдача разрешения на строительство. Авторы законопроекта предлагают определять размер административного штрафа исходя из специфики объекта капитального строительства в зависимости от необходимости получения разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, а также в зависимости от исполнения обязанности постановки на государственный кадастровый учет, окончания строительства. Следовательно, ожидается введение административной ответственности за эксплуатацию объекта капитального строительства до окончания его строительства (реконструкции) и соответствующей постановки на государственный кадастровый учет (внесения изменений в государственный кадастровый учет) и государственной регистрации права, размер штрафа за совершение данных правонарушений будет различаться в зависимости от необходимости получения разрешения на строительство. Целью данного законопроекта является стимулирование правообладателей объектов капитального строительства вносить сведения в ЕГРН во избежание наложения административных штрафов.
Кроме того, проектом Федерального закона № 611903-7, который внесен членами Совета Федерации, предлагается увеличить штрафы для застройщиков, которые привлекают денежные средства дольщиков, за непредоставление в госорганы документов и сведений, которые необходимы для осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а также за представление таких сведений и документов не в полном объеме или недостоверных сведений (ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ). Это связано с тем, что размеры административных штрафов за совершение данного правонарушения не пересматривались с 2010 года, несмотря на общественную опасность данного правонарушения. Кроме того, в настоящее время сложилась тенденция, что застройщикам многоквартирных домов проще заплатить штраф за совершение данного правонарушения, чем нести ответственность за более серьезные правонарушения, которые могут быть выявлены при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства. В связи с этим авторы законопроекта предлагают увеличить размеры штрафов за совершение данного правонарушения более чем в два раза, например, для юридического лица размер штрафа составит от 250 000 до 500 000 рублей вместо предыдущих размеров штрафа от 50 000 до 200 000 рублей. Данный законопроект 09.04.2019 принят Государственной Думой в первом чтении.

ЗАКОНОПРОЕКТ № 681472-7 О СОЗДАНИИ ФОНДА СУБЪЕКТА РФ

Данным законопроектом предлагается создание Фонда субъекта РФ, одной из целей которого является осуществление мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимого имущества, а также объектов инфраструктуры. В связи с этим для реализации вышеуказанных мероприятий застройщик-банкрот обязан передать имущество Данному Фонду, в том числе права на земельные участки, объекты инфраструктуры, а также земельные участки, предназначенные для размещения объектов инфраструктуры. В случае, когда Фонд субъекта РФ выступает в качестве застройщика и осуществляет деятельность по завершению строительства, он вправе привлекать средства граждан и юридических лиц по ДДУ только при условии размещения данных денежных средств на счетах эскроу, а все закупки осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
В соответствии с данным законопроектом кандидатуру арбитражного управляющего всегда представляет «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» из арбитражных управляющих, аккредитованных им при подаче заявления о признании застройщика банкротом.
Особенностью данного законопроекта является внесение изменений в понятие «участник строительства». Авторы законопроекта предлагают исключить юридическое лицо из «участников строительства».


Еще одной предлагаемой новеллой является решение проблемы «двойной продажи». Авторы законопроекта предлагают в случае, когда в отношении одних и тех же жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений требования об их передаче предъявляются несколькими дольщиками, осуществлять передачу вышеуказанных объектов тем гражданам, чьи требования возникли на основании ДДУ, которые зарегистрированы ранее. В случае, когда требования о передаче вышеуказанных объектов возникли не на основании ДДУ, а на основании иного договора, передача данных объектов осуществляется лицу, чьи требования о передаче указанных помещений включены в реестр требований участников строительства ранее. В остальных случаях участникам долевого строительства выплачивается возмещение.
Данный законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ О РЕНОВАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РФ

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга разработало законопроект № 689840-7 «О реновации жилищного фонда в РФ», который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе. Данным законопроектом предусматривается возможность проведения реновации на всей территории РФ, а не только в Москве, в связи с тем, что во многих городах России продолжают эксплуатироваться многоквартирные дома, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, близком к аварийному. В законопроект включены положения, направленные на комплексное регулирование вопросов, связанных с проведением реновации: содержится легальное определения понятия «реновация»; определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области реновации; порядок разработки, утверждения, исполнения программы реновации и проекта реновации.
Одной из особенностей данного законопроекта является возможность проведения реновации не только в отношении отдельного многоквартирного дома, но и в отношении элемента планировочной структуры, в частности, в отношении квартала, микрорайона, района или их частей. Кроме того, реновацию возможно будет осуществлять не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств инвестора проекта реновации на началах государственно-частного партнерства субъекта РФ и инвестора проекта реновации.

Также предложены формы реализации проектов реновации, в соответствии с которыми помимо сноса и строительства на высвободившемся земельном участке нового многоквартирного дома возможно осуществлять снос многоквартирного дома и изменение целевого назначения земельного участка, а также реконструкцию многоквартирного дома. При этом в случае проведения реновации в отношении элемента планировочной структуры могут реализовываться не только одна из вышеуказанных форм реализации проектов реновации, но и их комбинация.
В связи с законопроектом № 689840-7 на рассмотрении в Государственной Думе в настоящее время также находится законопроект № 689738-7, которым предлагается внесение изменений в ряд федеральных законов, в частности в Жилищный Кодекс РФ, Земельный Кодекс РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ по вопросам, связанным с проведением реновации жилищного фонда. Авторы законопроекта предлагают внести изменения и в Федеральный Закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ, включив многоквартирные дома и другие объекты капитального строительства, которые сносятся, реконструируются или создаются в соответствии с проектами реновации, в перечень объектов соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве.
Целью принятия законопроекта № 689840-7 вместе с законопроектом № 689738-7 является комплексное регулирование вопросов, связанных с реновацией жилищного фонда в РФ.
Следует отметить, что в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится еще один законопроект № 550294-7, связанный с реновацией жилищного фонда РФ (см. п. 1 «Проекты нормативных правовых актов» бюллетеня (выпуск 3, 2018).

ЗАКОНОПРОЕКТЫ О ПРОДЛЕНИИ «ДАЧНОЙ АМНИСТИИ»

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится сразу несколько законопроектов, целью которых является продление «дачной амнистии»: законопроект № 644440-7 (см. п. 2 раздела «Законопроекты» бюллетеня выпуска № 2, 2019) и законопроект № 707989-7.
Проектом Федерального закона № 707989-7, который внесен депутатами Государственной Думы, предлагается внесение изменений сразу в несколько федеральных законов, в частности в Градостроительный Кодекс РФ, в Федеральный Закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ по вопросам упрощенного порядка оформления прав гражданами на отдельные объекты недвижимого имущества.
Авторы данного законопроекта предлагают продлить упрощенный порядок оформления прав на жилой дом, жилое строение, садовый дом, которые созданы на земельном участке для ведения садоводства или дачного хозяйства, предоставленном гражданину до 04.08.2019, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа в случае, когда отсутствует зарегистрированное право на такой земельный участок, до 01.03.2022 в отличие от законопроекта № 644440-7, которым предлагается продлить «дачную амнистию» до 01.03.2020.


Другой особенностью законопроекта № 707989-7 является упрощенный порядок уведомления о строительстве жилого дома, жилого строения, строительство которых уже начато, на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства и дачного хозяйств. В данном случае необходимо будет уведомлять только об окончании строительства, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома не требуется.
Кроме того, авторы законопроекта предлагают предусмотреть обязанность органов местного самоуправления информировать об особенностях строительства, оформления прав на возведенные объекты на садовых, дачных земельных участках, а также на земельных участках, предоставленных для ведения ЛПХ, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

ЗАКОНОПРОЕКТ № 542922-7 ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ПЕРЕВОДА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В НЕЖИЛОЕ

В соответствии с проектом Федерального закона № 542922-7, который внесен Правительством РФ, решение о согласии собственников на перевод жилого помещения в нежилое принимаемся на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, увеличивается перечень документов для перевода жилого помещения в нежилое: теперь помимо других документов необходимо представить согласие каждого собственника всех помещений, примыкающих к переводимому помещению, а также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Данный законопроект 21.05.2019 принят Государственной Думой в окончательной редакции.