Назад к разделу Аналитика

Информационный обзор практики Государственно-частного партнерства (Июнь, 2012)

Федеральное законодательство о государственно-частном партнерстве.

Минэкономразвития опубликовало проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве.

25.06.2012 года на сайте Минэкономразвития России был опубликован проект федерального закона «О государственно-частном партнерстве» («Закон», «Законопроект»), разработанный с целью установления принципов, порядка и условий взаимодействия публичного и частного партнеров при заключении и исполнении соглашений о государственно-частном партнерстве.

Указанный закон призван урегулировать отношения, связанные с реализацией проектов государственно-частного партнерства, закрепить понятийный аппарат, способствующий единообразному пониманию института государственно-частного партнерства, и обеспечить более эффективную реализацию проектов государственно-частного партнерства.

Впервые на федеральном уровне закреплено понятие государственно-частного партнерства, под которым понимается долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в целях достижения задач социально-экономического развития публично-правовых образований, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством разделения рисков и привлечения частных ресурсов. Указанное понятие охватывает все существенные признаки государственно-частого партнерства, позволяющие отличить его от других видов сотрудничества государства и частных инвесторов.

Проект Закона направлен на системное урегулирование отношений государственно-частного партнерства и учитывает существующее регулирование отдельных форм государственно-частного партнерства. Так, Закон устанавливает, что концессионные соглашения, регулируемые в соответствии с ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ, являются одним из видов соглашений о государственно-частном партнерстве. Также в законопроекте установлено, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования регулируют порядок своего участия в государственно-частных партнерствах в пределах своих полномочий в части, не противоречащей федеральному закону «О государственно-частном партнерстве», что будет способствовать унификации законодательства о государственно-частном партнерстве на всех уровнях.

Проектом Закона установлены формы участия публичного и частного партнеров в государственно-частном партнерстве. Перечни форм такого участия являются открытыми, однако такие формы должны быть установлены законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами муниципальных образований о государственно-частном партнерстве. Следует отметить, что проект Закона устанавливает лишь две формы участия публичного партнера в государственно-частном партнерстве: в форме предоставления публичным партнером частному партнеру во владение и пользование или в собственность имущества, находящегося в собственности публичного партнера, необходимого для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, а также в форме предоставления права использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации в установленных законом пределах или передачи принадлежащих публичному партнеру исключительных или неисключительных права, необходимых для реализации соглашения о государственно-частном партнерстве.

Законопроект закрепляет и перечень объектов соглашения о государственно-частном партнерстве, который является открытым. Установление открытого перечня таких объектов представляется обоснованным, поскольку позволит исключить ситуации невозможности реализации проекта государственно-частного партнерства в отношении имущества, не поименованного в Законе.

Следует отметить, что Законопроект предусматривает возможность участия на стороне публичного партнера нескольких публичных образований различного уровня (федерального, регионального, муниципального), что позволит реализовывать сложные комплексные проекты государственно-частного партнерства.

Законом предусматривается, что подготовка проектов государственно-частного партнерства будет осуществляться в порядке, предусмотренном положением о порядке подготовки проектов государственно-частного партнерства, утверждаемым высшими органами власти соответствующего публичного образования. Данные положения должны включать в себя порядок и методику оценки социальной, экономической и бюджетной эффективности проекта государственно-частного партнерства, а также обоснование сравнительного преимущества реализации проекта государственно-частного партнерства над выполнением публичным партнером возложенных на него законодательством Российской Федерации публичных функций путем размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и иных механизмов выполнения публичным партнером возложенных на него законодательством Российской Федерации публичных функций за счет бюджетных средств.

Законом установлен механизм заключения соглашений о государственно-частном партнерстве, которые подлежат заключению по результатам конкурса. Принципы процедуры проведения конкурса установлены Законом, а порядок проведения конкурса утверждается высшими органами власти соответствующего публичного образования. Законом установлены случаи, в которых соглашение о государственно-частном партнерстве может быть заключено без проведения конкурса, что представляется обоснованным, поскольку позволит обеспечить своевременное удовлетворение нужд публичного образования в услугах (работах) частного партнера.

Законопроект также закрепляет условия соглашения о ГЧП, гарантии прав и законных интересов частного и публичного партнеров.

Несмотря на то, что Законопроект закрепляет достаточные условия для регулирования государственно-частного партнерства, представляется, что некоторые аспекты реализации проектов не получили должного освещения. В частности, отсутствует регулирование рисков публичного и частного партнеров, возникающих при реализации проекта государственно-частного партнерства. Также отсутствует регулирование в сфере установления тарифов, позволяющее органам тарифного регулирования при установлении тарифов учитывать обязательства публичного партнера по соглашению о государственно-частном партнерстве. Представляется, что указанные факторы могут впоследствии повлиять на эффективность реализации проектов государственно-частного партнерства.

Парламентарии юга России выступили за разработку федерального закона о ГЧП

В Анапе состоялась конференция Южно-Российской парламентской ассоциации, в которой приняли участие делегации законодательных органов власти всех субъектов Южного федерального округа и парламента Карачаево-Черкесской республики.

Повестка дня мероприятия включала 26 вопросов. Одной из обсуждаемых тем было государственно-частное партнерство. Парламентарии юга высказались о необходимости разработки федерального закона о ГЧП.

Региональное законодательство о государственно-частном партнерстве.

Новые формы государственно-частного партнерства появятся в Удмуртии.

Во втором чтении был принят закон о внесении изменений в республиканский закон «Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах», расширяющий перечень форм участия республики в государственно-частных партнерствах. В законопроекте предложены такие формы взаимодействия, как заключение концессионных соглашений, участие в создании особых экономических зон, участие в уставных капиталах, предоставление частному партнеру во владение и пользование имущества для создания иного или реконструкции, участие в реализации инвестиционных, инновационных проектов (инвестиции, налоговые льготы, государственные гарантии, субсидирование деятельности для возмещения недополученных доходов, оплата по регулируемым тарифам (ценам) определенного объема

Пермская Дума обсудила проект закона о ГЧП.

Обсуждение законопроекта проходило на базе трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Участие приняли представители власти, профсоюзов и бизнеса.

Обсуждение проекта является повторным. Оно было вызвано необходимостью реагирования на письмо ФАС Пермского края, в котором указывалось, что законопроект подпадает под действие Федерального закона от 21 июля 2005 г N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В ходе дискуссии эксперты определили перечень поправок, которые будут внесены в законопроект.

В Тюменской области обсудили проект закона «Об участии Тюменской области в проектах государственно-частного партнерства».

В Тюменской областной Думе прошло заседание рабочей группы по доработке проекта закона «Об участии Тюменской области в проектах государственно-частного партнерства». В дискуссии приняли участие депутаты регионального парламента, руководители областных департаментов и управлений, представители Управления Министерства юстиции по Тюменской области и областной прокуратуры, а также директор представительства Внешэкономбанка в Уральском федеральном округе Андрей Казанцев.

Реализуемые проекты государственно-частного партнерства.

Проект «Невская вода».

Срок подачи документации на конкурс по реконструкции Северной водопроводной станции («Невская вода») на основе ГЧП был перенесен с 20 июня на 20 октября. Постановлением правительства Петербурга от 15 мая 2012 года были установлены новые сроки по конкурсным процедурам: дата объявления победителя конкурса переносится на 20 декабря 2012 года (ранее 17 августа 2012), заключение соглашения о ГЧП на 1 июля 2013 года (ранее- 1 марта 2013). Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) объясняет продление сроков вступлением в силу новой редакции закона «О водоснабжении и водоотведении», которая запрещает продажу в частную собственность объектов водоснабжения и водоотведения.

Следует отметить, что по результатам предквалификационного отбора к конкурсу допущены четыре консорциума. В них участвуют международные операторы — французские Degremont и Veolia Water, EVN (Австрия) и Aqualia (Испания). Бюджет проекта оценивается от 8-12 млрд руб.

В проект «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге консорциум банков инвестирует более 60 млрд. рублей.

В рамках Петербургского экономического форума консорциум банков, включающий ВЭБ, «ВТБ Капитал», Газпромбанк, ЕБРР и ЕАБР подписал кредитное соглашение по финансированию проекта и создания и эксплуатации автодороги «Западный скоростной диаметр» в Петербурге на сумму более 60 миллиардов рублей.

Строительство «Западного скоростного диаметра», первой платной автотрассы в черте города, длиной 46,6 километра, начали осенью 2005 года. Магистраль будет иметь пропускную способность до 128 тысяч машин в сутки. Дорога состоит из трех участков, на ней предусмотрено 14 транспортных развязок. Центральный наиболее технически сложный участок автотрассы длиной 11,7 километра, включающий в себя 2 моста (два из них вантовые) и тоннель, должен быть построен к 2014 году.

Общий объем инвестиций в проект строительства ЗСД в целом составит 206 млрд. рублей. В строительство диаметра ВЭБ вложит 25 миллиардов рублей, «ВТБ Капитал» и Газпромбанк вместе предоставят 23 миллиарда рублей, ЕАБР — 4 миллиарда рублей, ЕБРР — 200 миллионов евро. ЕБРР предоставляет денежные средства на 12 лет для финансирования участка центральной секции ЗСД длиной 11,7 км.

В Ростове-на-Дону завершается подготовка к конкурсу по проекту «Северный туннель».

В Ростове-на-Дону состоялось совещание рабочей группы по реализации проекта «Северный туннель».

Планируется, что платный туннель станет альтернативой транспортным магистралям, связывающим центральную часть города с Северным жилым массивом и поселком Чкаловским. Пропускная способность туннеля составит до 60 тысяч автомобилей в сутки, а ориентировочная стоимость проекта — 8,5 млрд. рублей со сроком реализации 6 лет. Плата за пользование, то, по предварительным расчетам, она будет составлять порядка 30 рублей.

В настоящее время уже завершена подготовка четырех томов конкурсной документации, которая была согласована с Департаментом имущественно-земельных отношений и муниципальным казначейством. После внесения поправок в документы будет объявлен конкурс по реализации проекта на условиях государственно-частного партнерства.

ООО «Лугансквода» отчитался о проделанной работе.

26 июня 2012 года, в ходе заседания временной контрольной комиссии по вопросам соблюдения концессионером — ООО «Лугансквода» условий концессионного договора депутаты Луганского облсовета заслушали отчет директора ООО «Лугансквода» Сергея Махуренко о выполнении договора за первый квартал 2012 года.

Сергей Махуренко отметил, что ситуация в Алчевске контролируется, компания и местные власти ищут пути к соглашению, которое позволит решить проблему водообеспечения города. Кроме того, во время заседания, ООО «Лугансквода» было предложено в течение месяца рассмотреть и дать ответ на вопрос, примет или не примет предприятие в управление ряд «бесхозных» сетей в Луганске. Подводя итоги заседания, первый заместитель председателя Луганского областного совета Евгений Харин отметил, что вопрос о выполнении концессионного договора будет заслушан на заседаниях всех постоянных комиссий областного совета для выработки консолидированного решения.

Петербургская компания «ПИТЕРАВТО» обновила автобусный парк Великого Новгорода.

6 июня полномочному представителю президента РФ Николаю Винниченко продемонстрировали новые автобусы, работающие на сжатом природном газе. Полпред осмотрел технику вместе с губернатором Новгородской области Сергеем Митиным и руководством транспортной компании «ПИТЕРАВТО», которая занялась масштабным обновлением автобусного парка Великого Новгорода.

Замена автобусов осуществлялась в рамках проекта государственно-частного партнерства. К реализации проекта привлечен ряд российских компаний. Предпочтение было отдано отечественным автобусам, а газовое топливо для них поставляет «Газпром нефть».

Отмечается, что в результате заметно улучшились экономические показатели отрасли: снижена стоимость обслуживания техники, повышена экологичность, комфортность и надежность главного пассажирского транспорта Великого Новгорода.

Строительство железнодорожной линии Борзя — Газимурский Завод завершили укладкой «золотого звена».

Проект государственно-частного партнерства предполагает строительство 223 километров железной дороги и двух крупных ГОКов — Быстринского и Бугдаинского. Строительство дороги, в которое государство вложило 24,2 миллиарда рублей из Инвестфонда, началось в конце 2008 года силами «Корпорации Инжтрансстрой». Всего на строительство железной дороги из госбюджета и средств «Норникеля» было выделено 32 миллиарда рублей. Общий объем финансирования по уточненному в 2010 году паспорту инвестпроекта составляет 104,6 миллиарда рублей — 24,2 миллиарда за счет средств инвестфонда и 80,4 миллиарда за счет частного инвестора, из которых 72,4 миллиарда рублей будут направлены на самостоятельное освоение двух месторождений.

Сдача дороги в эксплуатацию запланирована на 2013 год. «Норильский никель» уже приступил к строительству Быстринского и Бугдаинского ГОКов — это первые в современной России горно-обогатительные комбинаты, которые строятся с нуля. Они должны быть запущены в 2016 году. Для обеспечения строительства электроэнергией в апреле в эксплуатацию введены две подстанции стоимостью 1,2 миллиарда рублей и суммарной мощностью 64 МВА.

Строительство Быстринского ГОКа началось в 2011 году, ввод комбината в эксплуатацию ожидается в 2016 году. Планируемый ежегодный объем производства Быстринского ГОКа включает добычу и переработку 10 миллионов тонн руды в год, 62 тысяч тонн меди в медном концентрате, 6,3 тонны золота в концентрате, 2,1 миллиона тонн железа в железорудном концентрате. Работы по проекту строительства Бугдаинского ГОКа начались в 2012 году. Сдача проектной документации должна завершиться до 15 ноября 2012 года. Планируется, что запуск Бугдаинского ГОКа состоится в конце 2016 года, а выход на проектную мощность — в 2017 году. Запланировано также строительство 36 километров железнодорожных и автомобильных подъездных путей к ГОКу. Бугдаинский ГОК должен обеспечить добычу 16 миллионов тонн руды в год и переработку ее в молибденовый концентрат с содержанием примерно 9 тысяч тонн молибдена.

Работы по строительству платного участка трассы Москва — Санкт-Петербург ведутся на законных основаниях.

В июне активисты движения «Среда обитания» остановили работы по засыпке реки Клязьмы. Один из активистов сообщил, что документов на строительство у СЗКК них не было, и им удалось остановить работы компании. В ответ на это представитель Северо-западной концессионной компании (СЗКК), которая ведет работы на этом участке заявил, что работы по спрямлению русла реки Клязьмы ведутся на законных основаниях Проводимые работы имеют согласование с Мосводоканалом и ведет свою деятельность на основании разрешительной документации.

Напомним, что проект был одобрен Главгосэкспертизы, все документы на строительство получены 1 сентября 2011 года.

27 июня ЗАО «Управление отходами — НН» начнет размещение облигаций.

ЗАО «Управление отходами — НН» установило ставку первого купона по облигациям серии 01 в размере 11% годовых. Купонный доход по займу составит 164.55 млн рублей или 164,55 рубля в расчете на одну бумагу. Ориентир по купону облигаций «Управление отходами — НН» серии 01 составлял 11-11,5% годовых. Первый купон будет длиться 1,5 года, ставки следующих купонов равны значению инфляции +3%. Эмитент будет размещать облигации по цене 100% от номинала. Облигации ЗАО «Управление отходами — НН» серии 01 на 1 млрд рублей включены в Котировальный список «А» первого уровня ЗАО «ФБ ММВБ». Бумаги размещаются по открытой подписке для реализации концессионного соглашения о создании мусоросортировочного комплекса на территории Нижегородской области. Срок обращения займа составляет 10 лет.

При развитии системы городского теплоснабжения во Владимире решено использовать концессию вместо аренды.

1 июня 2012 г. вступило в силу концессионное соглашение, подписанное между администрацией Владимира и дочерней компанией ОАО «РКС» ОАО «Владимирские коммунальные системы» в отношении коммунальной инфраструктуры теплоснабжения. Планируется, что объем инвестиций в объекты теплового хозяйства составит более 8,7 млрд. рублей.

Ранее партнерские отношения между городом и ОАО «ВКС» осуществлялись в форме арендного договора. Но после внесения поправок в федеральное концессионное законодательство участники проектов ГЧП решили трансформировать договор в концессионное соглашение, которое дает больше преимуществ и гарантий

Компания ОАО «Ростелеком» и правительство Амурской области подписали контракт на оказание услуг по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства.

В рамках исполнения контракта к августу 2012 г. жители Амурской области смогут получать первоочередные социально значимые государственные (муниципальные) услуги в электронном виде с единого портала государственных и муниципальных услуг. «По условиям контракта „Ростелеком“ обеспечит поддержку мероприятий по комплексной информационной безопасности регионального сегмента электронного правительства, а именно обеспечение безопасности и защиты персональных данных. Компания предоставит телекоммуникационную инфраструктуру, круглосуточный доступ к региональному порталу государственных и муниципальных услуг по адресу http://28.gosuslugi.ru». По данным компании, в Амурской области начинается полномасштабное развертывание регионального решения инфраструктуры электронного правительства, а сформированный региональный сегмент будет полностью интегрирован с федеральным. В рамках государственно-частного партнерства по созданию регионального сегмента электронного правительства ОАО «Ростелеком» выступает в роли долгосрочного инвестора.

В целях реализации проекта, ОАО «Ростелеком» планирует создать инфраструктуру сегмента электронного правительства и совместно с Правительством области начать реализацию процесса перевода в электронный вид услуг органов государственной власти и местного самоуправления.

Планируемые к реализации проекты государственно-частного партнерства.

Власти Москвы планируют осуществить вложение 7 млрд. рублей в развитие транспортной инфраструктуры столицы в ближайшие 10 лет.

Как заявил заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной полиции и строительства Марат Хуснуллин в ходе проведения семинара конкурса на концепцию развития московской агломерации, в ближайшие годы планируется реализация от трех до шести проектов государственно-частного партнерства по строительству дорог. В частности, сообщил Марат Хуснуллин, власти Москвы построят платный северный дублер Кутузовского проспекта.

Ленобласть и «Лукойл» реализуют проект на основе ГЧП.

Договоренность о новом проекте была достигнута между губернатором Александром Дрозденко и главой ОАО «Лукойл» Вагитом Алекперовым. Органы власти Ленобласти и ОАО «Лукойл» планируют построить на основе государственно-частного партнерства битумохранилище, которое позволить хранить битум долгое время, нагревая его до состояния текучести. Данный проект позволит увеличить объемы дорожного строительства и удешевить его. Финансирование дорожного фонда будет увеличено за счет цен на акцизы на бензин.

В Новгородской области планируется строительство восьми детских садов на основании ГЧП.

В Новгородской области будут построены восемь детских садов вместимостью до 220 мест каждый. Как заявил вице-губернатор Алексей Костюков, на данный момент острой проблемы с детскими садами в регионе нет, но с ростом рождаемости потребность в дошкольных учреждениях может появиться. Поэтому в ближайшие два года планируется строительство восьми детсадов на основе государственно-частного партнерства в Великом Новгороде, Боровичах, Малой Вишере, Хвойнинском, Шимском, Окуловском и Чудовском районах. О готовности реализовать совместные проекты заявили 2 компании. Руководству муниципальных районов поручено определиться с площадками и подготовить проектно-сметную документацию не позднее 15 июля текущего года.

Строительство спортивного комплекса на основе ГЧП в Тверской области.

В Тверской области планируется создание спортивного комплекса по примеру спорткомплекса в Мурманске, ставшего одним из победителей Всероссийского конкурса Минспорттуризма России на лучшее спортивное сооружение для массового спорта.

Правительство Тверской области на заседании 26 июня приняло постановление, которое предполагает возможность концессионного соглашения (государственно-частного партнерства) при строительстве спорткомплекса в Верхневолжье.

По словам председателя комитета по физической культуре и спорту Тверской области Владислава Павлова, объектом соглашения о ГЧП выступит реализация строительства универсального крытого спортивного комплекса, предназначенного для проведения занятий и соревнований различного уровня, в том числе международного, по легкой атлетике и игровым видам спорта. Комплекс будет рассчитан на 1,5 тысячи зрителей, а его услугами смогут воспользоваться более миллиона человек в год. Планируется, что разместится спорткомплекс в Заволжском районе, рядом с действующим бассейном Тверского государственного университета. Строительство комплекса намечено на 2013-2014 годы.

В Кировской области прошел конкурс на право заключения государственно-частного партнерства по проектированию и строительству котельных в Верхнекамском и Котельничском районах.

Победителем открытого конкурса объявлено ООО «Комплексные энергетические решения». Компания планирует инвестировать в проект государственно-частного партнерства 616 млн. рублей собственных средств. ООО «КЭР» проведет работы по проектированию и строительству четырех котельных в Верхнекамском районе мощностью по 19 МВт и 15 МВт и Котельничском районе — по 7,5 МВт и 8 МВт.

Строительство высоковольтной линии электропередачи между Якутией и Иркутской областью.

В республике Саха (Якутия) и в Иркутской области планируется строительство двухцепной высоковольтной линии электропередачи ВЛ 220 кВ Пеледуй — Чертово Корыто — Сухой Лог — Мамакан, соединяющей энергосистемы двух субъектов. Этот проект уже получил положительную оценку в Министерстве энергетики России. Объемы работ, предусмотренные в проекте, включены в Схему энергоснабжения Иркутской области, Республики Бурятия и Дальнего Востока. По словам губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, строительство линии электропередач предположительно начнется 2017 — 2018 гг. Проект будет реализовываться поэтапно, в том числе, возможно на условиях государственно-частного партнерства.

Меморандум о взаимодействии в развитии данного проекта подписали Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов, Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, Генеральный директор ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Геннадий Алексеев, председатель Правления ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» Олег Бударгин, генеральный директор ОАО «Полюс Золото» Герман Пихоя и генеральный директор ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» Игорь Джурко.

Линия электропередачи от поселка Пеледуй до Мамакана позволит обеспечить надежное энергоснабжение Бодайбинского района Иркутской области, который в настоящее время отнесен к числу районов с высокими рисками нарушения электроснабжения. В результате реализации проекта изолированная энергосистема Республики Саха (Якутия) будет интегрирована в Единую энергетическую систему России.

В Республике Карелия строительство горнолыжного центра «Ялгуба» предполагается на основе ГЧП.

В Республике Карелия прошло рабочее совещание, посвященное вопросам реализации проекта по строительству горнолыжного центра «Ялгуба». Как сообщил глава республики Александр Худилайнен, проект планируют реализовывать на условиях государственно-частного партнерства. В 2012 году будет реализован первый этап проекта: на горнолыжном центре появится подъемник, освещение и минимальная инфраструктура. В целях ускорения реализации проекта «Ялгуба» и координации работы по его осуществлению будет создана рабочая группа, которую возглавит и.о. заместителя Главы республики, министр по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Александр Воронов.

В Ульяновске подписано концессионное соглашение о строительстве «Ледового дворца».

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и Генеральный дирек