Назад к разделу Аналитика

Информационный обзор практики Государственно-частного партнерства (Выпуск 1, 2014)

Федеральное законодательство

В типовое концессионное соглашение для объектов ЖКХ внесены изменения

Постановлением Правительства РФ от 18 января 2014 года №37 «О мерах по снижению рисков частных инвестиций и развитию государственно-частного партнёрства в сфере ЖКХ» вносятся изменения в типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства. В частности, соглашение дополняется следующими условиями: 1)в качестве обязательств концессионера устанавливаются плановые показатели деятельности концессионера 2) предусмотрен предельный размер расходов средств на реконструкцию объекта соглашения, которая осуществляется в течение всего срока действия соглашения концессионером 3) устанавливается метод регулирования тарифов на производимые концессионером товары, оказываемые услуги, а также значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера 4) предусмотрен порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами, но не возмещенных на момент окончания срока действия соглашения.

Принятые решения позволят усовершенствовать механизм передачи прав на основании концессионного соглашения, обеспечат снижение рисков частных инвестиций и развитие государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ.

Правительство РФ установило сферы применения КЖЦ

С 1 января 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087, утвердившее перечень случаев, когда могут заключаться контракты жизненного цикла (КЖЦ). Так, КЖЦ могут использоваться при проектировании и строительстве автодорог, инфраструктуры морских и речных портов, аэродромов, метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, железнодорожного транспорта, объектов системы коммунальной инфраструктуры и хозяйства, уникальных объектов капитального строительства. Также, подобная схема может быть использована при закупке железнодорожных вагонов, транспортных средств для метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта, воздушных, морских и речных судов.

Реализуемые проекты ГЧП

Прием заявок на строительство первого участка ЦКАД продлили до 10 апреля 2014 года

Прием заявок на открытый конкурс по строительству и эксплуатации на платной основе первого участка Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) продлен до 10 апреля 2014 года. В свою очередь срок рассмотрения поданных на конкурс заявок перенесен на 30 апреля 2014 года, говорится в протоколе об изменениях в конкурсную документацию, опубликованном государственной компанией «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»).

Группа «ВТБ» может продать долю в операторе аэропорта «Пулково»

Группа компаний «ВТБ» рассматривает вариант, при котором доля в операторе международного аэропорта «Пулково» – ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), может быть продана. Как сообщил президент ВТБ Андрей Костин, бумаги могут быть размещены на бирже или проданы стратегическому инвестору.

Планируемые проекты ГЧП

Минобороны РФ готово предоставлять часть аэродромов частным перевозчикам

Минобороны РФ готово в рамках государственно-частного партнерства предоставлять аэродромы совместного базирования частному бизнесу и частным перевозчикам. По словам руководителя департамента имущественных отношений ведомства Дмитрия Куракина, Минобороны планирует предоставлять полосы и аэродромную структуру для частных перевозчиков и рассчитывает, что бизнес, в свою очередь,  вложит средства в максимальное дооборудование аэродромов и окажет содействие в обеспечении безопасности.

РФПИ профинансирует 5 крупных инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока

Пять крупных инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока в 2014 получат финансирование РФПИ в размере 20 млрд. рублей, в них же готов вложиться ВЭБ. Также для 2 из 5 проектов будут направлены средства из ФНБ. К настоящему времени фонд уже вложил в дальневосточные проекты 6,1 млрд рублей собственных средств и привлек 16,3 млрд рублей от соинвесторов. На 2014 год планируется профинансировать строительство железнодорожного моста через Амур в Китай (в Еврейской автономной области), автомобильного мостового перехода через реку Лена (в Якутске), автодороги Владивосток—Находка—порт Восточный, развитие аэропортов Владивосток и Хабаровск. Строительство мостов и дорог будет осуществлено с помощью механизмов ГЧП. Также РФПИ рассчитывает привлечь около 10 млрд. долларов США иностранных инвестиций.

Конкурс на строительство по концессии дублера Кутузовского проспекта пройдет в начале 2014 года

Конкурс на право заключения концессионного соглашения о строительстве северного дублера Кутузовского проспекта в г. Москве планируется провести в первом квартале 2014 года. В настоящее время завершается подготовка градостроительной документации и прорабатываются механизмы более эффективного привлечения в дорожную отрасль внебюджетных средств. Не исключается, что северный дублер Кутузовского проспекта станет платной дорогой.

ГУП «Московский метрополитен» объявило конкурс на поставку вагонов по КЖЦ

25.12.2013 года ГУП «Московский метрополитен» объявил конкурс на поставку вагонов метро с обязательством по обеспечению их обслуживания в период жизненного цикла. В соответствии с конкурсной документацией максимальная цена договора составляет почти 144 млрд. рублей. Срок подачи заявок на участие в конкурсе истекает 7 февраля 2014 года. Его итоги будут подведены 17 февраля 2014 года.

В Московской области появятся платные путепроводы

Главное управление дорожного хозяйства (ГУДХ) Московской области заключило государственный контракт с ЗАО «Петербург-Дорсервис» на выполнение работ по подготовке концепции по проекту строительства путепроводов на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). На сегодняшний день в Подмосковье 490 железнодорожных переездов. Почти 50 путепроводов планируют построить  в ближайшие три года в рамках ГЧП. Сроки окупаемости по проектам строительства путепроводов составляют в среднем около 23 лет, после чего инвестор передаст объекты в собственность Московской области.

В Подмосковье в рамках ГЧП построят 4 деловых центра

К весне 2014 года планируется разработать концепцию четырех крупных деловых центров в Подмосковье. После этого будет проведен конкурс реализацию проектов на основе государственно-частного партнерства. Деловые центры планируется построить в Одинцово, Красногорске, Железнодорожном и Котельниках.

Госимущество аэропорта Внуково будет консолидировано и передано в концессионное управление

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. №2599-р «Об организации приватизации ОАО «Аэропорт Внуково» и ОАО «Международный аэропорт Внуково» государственное участие в уставных капиталах ОАО «Международный аэропорт Внуково» и ОАО «Аэропорт Внуково» будет прекращено до 2016 года. Госимущество в виде взлетных полос и других частей терминалов планируется консолидировать, а затем передать в концессионное управление.

Сахалинские аэропорты переданы в региональную собственность

Указом Президента Российской Федерации от 04.12.2013 № 881 акции открытых акционерных обществ и имущества аэропортов, расположенных в Сахалинской области и находящиеся в федеральной собственности были переданы в собственность Сахалинской области. В частности, в собственность региона передаются 100% акций ОАО "Аэропорт Южно-Сахалинск", "Сахалинский аэропорт Оха", "Авиапредприятие Зональное", "Аэропорт Шахтерск", "Аэропорт Ноглики". Аэропорты передаются для привлечения правительством Сахалинской области инвестиций в размере 7,78 млрд. рублей на условиях государственно-частного партнерства в период с 2013 по 2017 годы.

Строительство ВСМ «Москва-Казань» отложено

Правительство РФ приняло решение отложить на неопределенный срок проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Казань». Причиной премьер-министр Дмитрий Медведев назвал колоссальные расходы, которые могут превысить 1 трлн. рублей. В настоящее время ОАО «РЖД» готовит представить Медведеву обновленный проект, согласно которому компания построит первую очередь дороги (линия «Москва-Владимир») самостоятельно. Сметная стоимость работ составляет 384 млрд. рублей. Остальные три участка, общей стоимостью в 685 млрд. рублей, ОАО «РЖД» планирует построить на основе концессионных соглашений.