Назад к разделу Аналитика

Информационный обзор практики Государственно-частного партнерства (Выпуск 2, 2014)

Федеральное законодательство

Изменение федерального законодательства о концессионных соглашениях может затронуть действующие транспортные проекты

11 февраля 2014 г. в Государственную Думу был внесен законопроект № 449127-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на расширение сферы применения концессионных соглашений и создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций. К новеллам законопроекта относится, в частности, возможность заключения концессионного соглашения по инициативе частной стороны.

Так, предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения может быть направлено в Правительство Российской Федерации, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование, в собственности которых находится объект концессии. В случае принятия решения о заключении концессионного соглашения и в случае, если в тридцатидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения и проекта концессионного соглашения не поступило заявок о готовности участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, концессионное соглашение заключается с лицом, от которого данное предложение поступило.

Законопроектом также предусмотрен открытый перечень объектов концессионного соглашения.

К мерам, направленным на создание благоприятных условий для частного партнера, следует также отнести:

  • возможность установления платы концедента в отношении всего перечня объектов концессионного соглашения;
  • расширение перечня обязательных условий концессионного соглашения, в том числе путем включения в него объема валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения;
  • обеспечение дополнительных гарантий окупаемости инвестиций концессионера и получения объема средств (выручки), предусмотренного концессионным соглашением;
  • возможность изменения существенных условий концессионного соглашения по требованию концессионера в определенных законопроектом случаях;
  • возможность участия на стороне концедента нескольких лиц;
  • возможность продления срока действия концессионного соглашения не более, чем на 5 лет;
  • предоставление концессионеру преимущественного права выкупа в случае выставления на продажу объекта концессионного соглашения после окончания срока действия такого соглашения.

К одному из неоднозначных положений законопроекта следует отнести запрет на оказание концессионером услуг на платной основе, в том случае, если соглашением установлена плата концедента. Таким образом, законопроект не предусматривает в настоящей редакции возможность сбора средств за проезд по платным автомобильным дорогам, в то время как такие проекты уже реализуются или планируются к реализации (например, конкурс на строительство 140-километрового (543-684-й км) участка платной трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург»). В соответствии с заявлениями представителей Минэкономразвития данная норма будет проработана при рассмотрении во втором чтении в Государственной Думе. Законопроект планируется к принятию весной 2014 года.

Планируемые проекты ГЧП

АРТ ДЕ ЛЕКС будет консультировать АРКС Груп по проекту утилизации сточных вод в Москве

Юридическая фирма АРТ ДЕ ЛЕКС была выбрана в качестве консультанта АРКС Груп (http://www.arks.ru/) по ГЧП проекту утилизации сточных вод в Москве. В результате реализации проекта будет создана современная система циркуляции городских сточных вод, которая будет соответствовать современным международным стандартам, устранит сточные воды Москвы из списка отходов, обезвредит осадок и сократит  его количество на 75%, а также устранит риск наступления ответственности за нарушение законодательства в сфере окружающей среды. Общая инвестиционная стоимость проекта составит порядка 5 млрд. руб.

В Москве объявлен конкурс на строительство дублера Кутузовского проспекта

12.03.2014 г. в Москве был объявлен конкурс на заключение концессионного соглашения по строительству северного дублера Кутузовского проспекта от Молодогвардейской транспортной развязки до Московского международного делового центра «Москва-Сити». Общая инвестиционная стоимость новой дороги составит около 40 млрд. рублей. Из них не менее 15% концессионер должен вложить из собственных средств. Протяженность дублера составит около 11 км, а расчетный трафик – около 30 - 40 тысяч автомобилей в сутки. Стоимость проезда установит сам частный инвестор, но должен будет согласовать ее с правительством города. Итоги конкурса будут объявлены в октябре.

Объявлен конкурс на строительство железной дороги к угольному месторождению в Сибири

13.03.2014 ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация» (ТЭПК) объявило тендер на разработку документации и строительство железной дороги к Элегестскому месторождению угля в Туве (Элегест — Кызыл — Курагино). Тендер пройдет в форме запроса предложений. Максимальная цена договора не установлена, вместе с тем стоимость проекта оценивается в 156 млрд. рублей. Заявки принимаются до 14 апреля. Строительство 410 км железной дороги должно быть завершено в I квартале 2018 г.

Инженерные изыскания для строительства моста в Крым будут проведены до конца 2014 года

В феврале 2014 года наблюдательный совет ГК «Автодор» принял решение о создании дочерней компании для подготовки проекта моста через Керченский пролив. Новая компания уже объявила запрос предложений на инженерные изыскания для строительства Керченского моста. Начальная стоимость работ — 384,3 млн. рублей. По результатам будет определено станет ли мост автодорожный или совмещенный с железной дорогой. По предварительной оценке минимальная стоимость моста составит 50 млрд. рублей. Не исключено, что проект будет реализован с помощью механизмов ГЧП.

Территории опережающего социально-экономического развития будут созданы на Сахалине

На Сахалине предварительно выбраны две площадки для создания территорий опережающего социально-экономического развития – в г. Холмск и г. Невельск. Минэкономразвития  дополнительно изучит возможности других районов островного региона и предоставит предложения о создании зон опережающего развития. Также прорабатываются идеи о создании технопарков на Дальнем Востоке.

Московский авиационный узел может быть передан в концессию с использованием средств ФНБ

Дирекция московского транспортного узла совместно с профильными ведомствами разработала варианты заключения концессионных соглашений с использованием средств ФНБ в рамках развития МАУ.  Дефицит средств на реконструкцию и строительство аэродромной инфраструктуры аэропортов МАУ оценен в 34 млрд. руб., из них 15,5 млрд. руб. приходится на Шереметьево, 13 млрд. руб. — Домодедово, 5,5 млрд. руб. — Внуково. Эта проблема должна быть решена с помощью механизмов ГЧП и средств ФНБ.

Победитель конкурса на строительство моста через Лену станет известен до 11 апреля

Федеральное дорожное агентство Росавтодор завершило прием конкурсных предложений на строительство моста через реку Лену в районе города Якутска. Победителя конкурса Росавтодор объявит до 11 апреля. На рассмотрение конкурсной комиссии поступили заявки от ООО «Транспортные концессии (Саха)» и ООО «Якутская мостостроительная компания».

В Приморский зерновой терминал вложит средства японская корпорация

Меморандум о развитии проекта строительства зернового терминала в Приморье подписан в ходе VI Российско-японского инвестиционного форума. Российский участник проекта уже выкупил 100 га земли в Хасанском районе Приморья, ведется работа по включению проекта в федеральную целевую программу развития портов. Проект планируется реализовать на основе государственно-частного партнерства. Объем частных инвестиций оценивается в 290 млн. долларов. Мощность терминала на первом этапе к 2018 году составит 5 млн. тонн, на втором этапе, к 2020 году – 10 млн. тонн. Терминал будет ориентирован, в том числе, на перевалку транзитных грузов из северо-восточных в южные провинции Китая.

Итальянские инвесторы планируют вложиться в проект создания легкорельскового трамвая до Пулково

Итальянские инвесторы (во главе с компанией INCS.p.a) заинтересовались строительством путепроводов через железнодорожные пути и организацией легкорельсового трамвайного сообщения, в первую очередь, линии Купчино-Пулково. Проект ЛРТ до Пулково предусматривает строительство 11,2 км путей и шести эстакад. Предполагается, что за 10 лет эксплуатации инвестор сможет окупить затраты в проект в размере порядка 15 млрд руб. с учетом минимальной городской доли в финансировании строительства - 3-5%. Указанный срок установлен с учетом тарифа, рассчитанного согласно средней стоимости проезда на общественном транспорте в Петербурге. Проект планируется к реализации на основе соглашения о государственно-частном партнерстве.

События

В Москве был представлен Рейтинг регионов России по развитию ГЧП

11.03.2014 г. в рамках Российской недели ГЧП прошла пресс-конференция, на которой состоялась презентация рейтинга регионов России по развитию ГЧП, подготовленный Центром развития ГЧП и ТПП РФ при поддержке Минэкономразвития. По итогам исследования в шестерку лидеров вошли Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Новосибирская, Свердловская, Нижегородская и Воронежская области. Во второй эшелон попали 16 регионов, самый высокий рейтинг у Ленинградской области, замыкает список Калужская область. При создании рейтинга каждый регион оценивался по трем факторам: наличие/отсутствие институциональной среды, есть ли опыт в реализации проектов ГЧП, а также общий уровень инвестиционной привлекательности региона.