Назад к разделу Аналитика

Информационный бюллетень группы санкционных режимов (выпуск 2, 2015)

Санкции в отношении Российской Федерации: продление действия и итоги за год

Евросоюз

13 марта 2015 года Совет ЕС официально продлил действие санкций в отношении 150 физических и 37 юридических лиц до 15 сентября 2015 года. Указанное решение фактически легализует решение, принятое Министрами иностранных дел Стран ЕС 29 января 2015 года.

Напомним, что 29 января 2015 года на встрече в Брюсселе министры иностранных дел стран Евросоюза приняли решение о продлении срока действия санкции, введенных в марте 2014 года в отношении Российской Федерации, до сентября 2015 года.

Соединенные Штаты Америки

11 марта 2015 года Министерство финансов США расширило список лиц, в отношении которых применяются санкции. В список попали 14 физических лиц, в том числе бывший премьер-министр Украины Николай Азаров, лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин, бывший министр здравоохранения Украины Раиса Богатырёва, украинский бизнесмен и политик Сергей Арбузов, начальник Федеральной миграционной службы России в Севастополе Олег Козюра. Также под санкции попали Евразийский союз молодежи и Российский национальный коммерческий банк.

Ранее, 3 марта 2015 года на сайте Правительства США было опубликовано Уведомление, подписанное  Президентом США Бараком Обамой, «Продолжение оказания национальной помощи Украине» (Continuation of the National Emergency with Respect to Ukraine), которое продлевает действие санкций в отношении Российской Федерации  на один год, начиная с 6 марта 2015 года. Продление коснется:

  1. Указа 13660 от 6 марта 2014 года, которым установлена блокировка активов и имущества отдельных лиц, попавших в санкционный список (Specially Designated Nationals List), запрет таким лицам на въезд на территорию США, а также запрет на предоставление резидентами США финансовых ресурсов, товаров и услуг.
  2. Указа 13661 от 16 марта 2014 года, расширившего санкционный список и закрепившего право секретаря казначейства дополнять список лиц по согласованию с государственным секретарём.
  3. Указа 13662 от 20 марта 2014, который дополнил санкционный список, закрепил право Министерства финансов США (по согласованию с Госдепом США) налагать «целевые» санкции на предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере металлургии, энергетики, добычи полезных ископаемых, инжиниринге, оборонно-промышленном комплексе.
  4. Указа 13685 от 19 декабря 2014, который установил запрет для юридических и физических лиц США на осуществление новых инвестиций в Крымский регион; запрет на импорт в США товаров, услуг и технологий Крымского происхождения; запрет на экспорт, реэкспорт, продажу, поставку из США или лицами из США товаров, услуг и технологий в Крымский регион; предоставил право Министру финансов вводить ограничения в отношении физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в Крыму.
Швейцария

О продлении санкций 6 марта 2015 года также объявила Швейцария. Постановление Федерального Правительства «Меры по предупреждению обхода международных санкций, введенных в связи с ситуацией в Украине» (Instituant des mesures visant à empêcher le contournement de sanctions internationales en lien avec la situation en Ukraine) от 6 марта 2015 года продлевает срок действия ранее введенных санкций, а также вводит новые ограничительные меры, подобные ранее принятым ЕС и США. В частности, устанавливается полный запрет для резидентов Швейцарии на осуществление инвестиций в Крым и Севастополь; вводится запрет на приобретение или увеличение долей в уставных капиталах крымских и севастопольских  компаний; запрещается создание совместных предприятий на территории Крыма и Севастополя. Ограничительные меры затрагивают также туристическую сферу. Дополнительно Постановление расширяет санкционный список  еще на 19 физических и 9 юридических лиц.

Экономические последствия взаимных ограничений для стран запада и Российской Федерации. Итоги за год

Результатом санкционной политики в 2014 году для Российской Федерации стало снижение общего объема импорта на 9,2%, что в ценовом выражении, в соответствии со статистическими данными Федеральной таможенной службы России, составило  $29 млрд  (с $315 млрд в 2013 году до $286 млрд в 2014 году).  При этом на долю Европейского Союза в январе-декабре 2014 года приходилось 48,2% российского товарооборота (в январе-декабре 2013 года – 49,6%).

Стоит отметить, что немаловажную роль в снижении импорта сыграло  и падение стоимости российской валюты в последнем квартале 2014 года, в результате которого из 20 крупнейших стран-импортеров 17 сократили количество поставок.

В частности, было отмечено сокращение импорта следующих товаров: машин и технического оборудования, транспортных средств,  грузовой и сельскохозяйственной техники - на 20%, строительной техники - более чем на 25%, фармацевтических средств - на 20%, а импорт продуктов питания - на 44%.

Сокращение импорта повлекло развитие внутрироссийского производства (в том числе путем локализации производства иностранных компаний). Так, по данным Росстата, наиболее существенной рост был отмечен по следующим направлениям: производство полимерных плит и листов (+33% за год); сухого молока и сливок (+26,8%), синтетических и органических красителей (+25%); подсолнечного масла (+21,5%); полувагонов (вагоны с открытой крышей, +19%); отечественной говядины и свинины (+ 13,3%), мяса птицы (+7,8%).

Между тем, отмечается и обратная тенденция в отдельных отраслях. Так существенное падение производства было отмечено в отношении следующей продукции – промышленное производство стали, проволоки, тросов, канатов, шнуров из черных металлов (–30,1%), насосов и компрессоров (–25,7%), подшипников (–23,4%), автобусов (–22,7%), грузовых автомобилей (–22,5%).

По оценкам Министра иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо, в 2014 году страны Европейского союза потеряли около 21  млрд Евро. Так, Испания потеряла около 1 млрд Евро, Германия - 1,3 млрд Евро, Италия - 2 млрд Евро, Норвегия (не входит в Евросоюз) - 1 млрд Евро.

Указанные оценки, в основном, проводятся по формальному сравнению статистических данных по товарообороту за 2013 и 2014 гг., что в действительности не отражает даже приблизительно потери (в том числе потенциальные, вызванные отказом от участия в различных проектах) частных компаний от «санкционной войны» между странами Запада и Россией. Для наглядности можно привести следующие цифры:

  • Минэкономики Германии в марте 2014 года отозвало у концерна Rheinmetall разрешение на строительство центра для российской армии в Мулино Нижегородской области стоимостью 100 млн Евро;
  • Британско-голландская нефтяная компания Shell отказывается от разработки Лензитского участка недр в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – ЯНОА). Лензитский участок недр – один из самых крупных на Ямале. Его суммарные извлекаемые запасы оцениваются в 11,79 млн т. Ранее компания Shell отказалась еще от двух лицензионных участков в России (Барун-Юстинского в Калмыкии и Аркатойского в ЯНОА);
  • В ноябре 2014 года закрытие сделки по покупке «Роснефтью» доли в норвежской буровой компании North Atlantic Drilling у ее головной компании Seadrill было отложено до конца мая 2015 года. По информации от представителя норвежской компании: «Из-за последних событий сделку будет очень сложно закрыть на тех же условиях или в сроки, оговоренные в заключенных договорах. Следовательно, существуют значительные риски по реализации буровых работ на $4,1 млрд»;
  • Французская Total из-за санкций Евросоюза и США прекратила работу с «ЛУКОЙЛом» — прекращены работы по освоению запасов сланцевой нефти Западной Сибири. Только на геологоразведку стороны намеревались потратить порядка $150 млн;
  • Американская Halliburton приостановила сотрудничество с «Газпром бурение» (принадлежит А. Роттенбергу);
  • Отказ от поставки двух вертолётоносцев «Мистраль» в Россию может принести французским компаниям STX, DCNS и DCI-NAVFKO убытки до 5 млрд Евро;
  • Компания Exxon-Mobil в результате приостановки совместных проектов с «Роснефтью» на шельфе и в Западной Сибири потеряла порядка 883 млн Евро.

Приведенные примеры – лишь небольшая часть проектов, реализация которых стала невозможна по причине введенных взаимных ограничений. Между тем, они ярко демонстрируют, что официально заявленные убытки стран ни в коей мере не отражают фактические экономические потери (потенциальные и реальные), которые понесли частные компании.

Группа по вопросам международных санкций ART DE LEX

Юристы группы по вопросам международных санкций юридической фирмы ART DE LEX систематически отслеживают изменения в законодательстве для целей выявления рисков, которые могут возникнуть при осуществлении предпринимательской деятельности.

Для получения более подробной информации, Вы можете связаться со специалистами ART DE LEX по вопросам международных санкций, указанными в левой части боковой панели.