ФАС примеривается к роли защитника прав потребителей
«Известия» выяснили, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовится внести в ст. 14 закона «О защите конкуренции» ряд новых составов правонарушений в отношении потребителей. Правда, собеседник в самом ведомстве подчеркнул, что инициативы пока носят предварительный характер и еще даже не прошли внутреннее согласование, поэтому могут измениться. Но основные направления уже просматриваются. Если поправки будут приняты, ФАС станет частично дублировать полномочия Роспотребнадзора.
В частности, антимонопольная служба раздумывает над тем, чтобы законодательно запретить «бессрочные» скидочные акции, когда покупателя завлекают объявлениями вроде «Только до конца месяца получите скидку 30%», а в следующем месяце объявляется новая аналогичная акция.
— В этом случае 30% — это не скидка, а на самом деле цена товара [меньше на 30%], — поясняет руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский.
Сейчас такая практика никак не регулируется, так как сложно доказать, что то, что выдается за скидочные акции, на самом деле таковыми не является. В Европе, в частности в Германии и Италии, этот вопрос давно и довольно строго отрегулирован, в российском законодательстве вряд ли стоит ждать предельной конкретики, отмечает Вознесенский.
— Такие нюансы, как перерыв между двумя периодами скидок, должны оставаться на усмотрение ФАС. В конце концов, всегда есть возможность оспорить постановление ФАС в суде, — говорит эксперт. — Я уверен, что идеи антимонопольной службы и формулировки еще будут трансформироваться, и полагаю, что имеет смысл ввести в них институт предупреждений, чтобы привлекать к ответственности и штрафовать, только если предприниматель не прекратил прибегать к запрещенным приемам.
Другой новеллой может стать запрет указывать на упаковке товара в качестве его «преимущества» свойства, которыми он обладает по определению. Речь идет о надписях вроде «без сухого молока» на упаковках с молоком: дело в том, что в России действуют строгие технические регламенты, по которым продукт с содержанием сухого молока по определению не может называться молоком.
— Это подрывает доверие потребителей к товарам, — уверен Николай Вознесенский.
Запрет может коснуться и случаев, когда законное право потребителя, например вернуть товар в течение 14 дней, представляется как преимущество.
Еще одна идея, которая сейчас проходит обкатку в стенах ФАС, направлена на мошенников, завлекающих потребителя громкими обещаниями получить выигрыш, если такового в действительности нет или для его получения нужно дополнительно заплатить.
Примером могут служить баннеры на сайтах, сообщающие каждому посетителю о том, что он, например, стотысячный посетитель, а потому может получить приз — если отправит SMS на платный номер. Также предлагаемая норма регулирует схемы, пришедшие из 1990-х: покупателю объявляется, что он выиграл приз, но чтобы его получить, он должен сделать еще заказ.
— Нормальный бизнес, крупные торговые сети такими схемами, конечно, не занимаются, но остались еще маргиналы. Для борьбы с ними у ФАС сейчас практически нет инструментария, ими занимаются больше правоохранители, — отмечает Вознесенский. Норма затронет также маркетинговые ходы, например, мобильных операторов, которые предлагают получить какое-то количество «бесплатных» минут за определенную мзду. На поверку же оказывается, что именно столько стоит пакет «платных» минут, пояснила «Известиям» и. о. руководителя группы антимонопольного права юридической фирмы «Юст» Радмила Никитина.
— Но не надо возлагать на предпринимателя обязанность разъяснять потребителю все до мелочей, это дает чрезмерную нагрузку на бизнес, — считает Никитина. При этом она отметила, что проблемы с «запутыванием» потребителя действительно есть — яркий пример тому банковский сектор с мелкими шрифтами в договорах.
В сентябре идеи, высказанные ФАС, вероятно, в том или ином виде будут оформлены в законопроект и пойдут дальше по инстанциям. Неизвестно пока, останутся ли в нем «потребительские» статьи — или, может быть, перейдут в плоскость закона «О защите прав потребителей». В целом же вопрос о соотношении антимонопольного законодательства и защите прав потребителей, равно как и о компетенциях Роспотребнадзора и ФАС, обсуждается давно.
— С точки зрения потребителя, нельзя не приветствовать желание расширить роль ведомства в защите его прав. Но, по сути, предлагается ввести новый институт «недобросовестные действия в отношении потребителя», и как он уживется в логике закона «О конкуренции», в том числе со ст. 14, — неясно, — считает руководитель антимонопольной практики ART DE LEX.
Радмила Никитина отмечает стремление ФАС в последнее время разграничить компетенцию антимонопольных органов и Роспотребнадзора и передать в ведение последнего все дела, связанные с ущемлением интересов физических лиц и не влияющие на состояние конкуренции.
Но данные поправки, напротив, могут привести к обратному результату: если эти инициативы будут приняты, то, считает юрист, антимонопольные органы будут наводнены жалобами потребителей и ранее поставленные задачи по повышению эффективности работы антимонопольных органов не будут достигнуты.
О востребованности в законе новых «потребительских» составов говорит статистика обращений в ФАС: за первое полугодие по вопросам контроля рекламы, социальной сферы и торговли к ней поступило около 50 обращений. По «популярности» эти вопросы ставятся службой в один ряд с госзаказом и подачей ходатайств о группах лиц.