+7 (495) 93 77 123

Медиа-центр

Ключевой контакт

Ярослав Кулик

Партнер, адвокат, руководитель антимонопольной практики, руководитель South Korea Desk

e-mail: Y.Kulik@artdelex.ru

Сохранить e-card

Партнер и руководитель антимонопольной практики ART DE LEX Ярослав Кулик выступил на круглом столе "Новые поправки к четвертому антимонопольному пакету"

10 марта, 2015

5 марта 2015 года  Некоммерческое партнерство "Содействие развитию конкуренции" при участии ФАС России организовало проведение круглого стола по вопросам предложенных ФАС России поправок ко второму чтению четвертого антимонопольного пакета. Член Генерального совета Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции» и партнер Юридической фирмы ART DE LEX Ярослав Кулик выступил с докладом, посвященным изменениям в статью 17 Закона о защите конкуренции.

Ярослав Кулик в рамках своего доклада рассказал об исключении торгов частных компаний из сферы антимонопольного контроля и нововведениях в сфере антимонопольного контроля за антиконкурентными соглашениями организаторов торгов и (или) заказчиков и участников торгов.

Первая поправка – это исключение из сферы статьи 17 Закона торгов частных компаний. По мнению Ярослава Кулика, данная поправка не изменит правоприменительную практику, поскольку и раньше такие дела были единичны.

В соответствии с другой поправкой, соглашения организаторов торгов и (или) заказчиков и участников торгов теперь будут поименованы в части 1 статьи 17 Закона. На данный момент в практике встречается квалификация подобных соглашений как по статье 11, так по статье 17 Закона, что вызывает правовую неопределенность в вопросе об административной ответственности.  В настоящее время за нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции административная ответственность может наступить только для органа государственной власти по статье 14.9 КоАП.

По мнению Ярослава Кулика, с введением поправок подобная категория антиконкурентных соглашений между заказчиками (организаторами) и участниками торгов впервые будет прямо поименована в Законе, что должно обеспечить большую правовую определенность в вопросе административной ответственности. Квалификация таких соглашений будет возможна в соответствии с  частью 1 или частью 3 статьи 14.32  КоАП РФ (заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения организаторов торгов и (или) заказчиков и участников торгов.). Эта статья предусматривает наложение административного штрафа в размере от 0,1 до 0,5 начальной стоимости предмета торгов в качестве санкции для хозяйствующего субъекта.

Докладчик также обратил особое внимание участников круглого стола на проблему привлечения к административной ответственности юридических лиц, подпадающих под действие Федерального закона от 18 июля 2011 года №  223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (т.н. Закон о закупках госкомпаний»).  

Так, заказчиками в государственных закупках выступают органы государственной власти, которые не являются хозяйствующими субъектами по смыслу положений части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, а значит, им не грозит «оборотный» штраф. Тогда как заказчиками и организаторами торгов по Закону о закупках госкомпаний выступают, как правило, хозяйствующие субъекты, которые формально могут быть привлечены к ответственности за заключение недопустимого в соответствии со статьей 17 Закона антиконкурентного соглашения по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Из этого следует, что одно и то же нарушение может влечь различную ответственность, что является недопустимым.

В связи с этим, Ярослав Кулик, считает правильным внесение сопутствующих изменений в КоАП для установления определенности в вопросе об административной ответственности заказчиков (организаторов) за сговоры с участниками.

С подробным обзором законопроекта можно ознакомиться по ссылке.

Презентация Ярослава Кулика с круглого стола представлена во вложении.