+7 (495) 93 77 123

Изменение федерального законодательства о концессионных соглашениях может затронуть действующие транспортные проекты

24 марта, 2014

11 февраля 2014 г. в Государственную Думу был внесен законопроект № 449127-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на расширение сферы применения концессионных соглашений и создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций. К новеллам законопроекта относится, в частности, возможность заключения концессионного соглашения по инициативе частной стороны.

Так, предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения может быть направлено в Правительство Российской Федерации, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование, в собственности которых находится объект концессии. В случае принятия решения о заключении концессионного соглашения и в случае, если в тридцатидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения и проекта концессионного соглашения не поступило заявок о готовности участия в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, концессионное соглашение заключается с лицом, от которого данное предложение поступило.

Законопроектом также предусмотрен открытый перечень объектов концессионного соглашения.

К мерам, направленным на создание благоприятных условий для частного партнера, следует также отнести:

  • возможность установления платы концедента в отношении всего перечня объектов концессионного соглашения;
  • расширение перечня обязательных условий концессионного соглашения, в том числе путем включения в него объема валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения;
  • обеспечение дополнительных гарантий окупаемости инвестиций концессионера и получения объема средств (выручки), предусмотренного концессионным соглашением;
  • возможность изменения существенных условий концессионного соглашения по требованию концессионера в определенных законопроектом случаях;
  • возможность участия на стороне концедента нескольких лиц;
  • возможность продления срока действия концессионного соглашения не более, чем на 5 лет;
  • предоставление концессионеру преимущественного права выкупа в случае выставления на продажу объекта концессионного соглашения после окончания срока действия такого соглашения.

К одному из неоднозначных положений законопроекта следует отнести запрет на оказание концессионером услуг на платной основе, в том случае, если соглашением установлена плата концедента. Таким образом, законопроект не предусматривает в настоящей редакции возможность сбора средств за проезд по платным автомобильным дорогам, в то время как такие проекты уже реализуются или планируются к реализации (например, конкурс на строительство 140-километрового (543-684-й км) участка платной трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург»). В соответствии с заявлениями представителей Минэкономразвития данная норма будет проработана при рассмотрении во втором чтении в Государственной Думе. Законопроект планируется к принятию весной 2014 года.