Назад к новостям

На рассмотрение Государственной Думы РФ внесен «четвертый антимонопольный пакет»

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2014 года № 1793-р «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики» проект поправок в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – «Закон о защите конкуренции») и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации был направлен в Государственную Думу Российской Федерации,где 23 октября 2014 года он был одобрен в первом чтении.

Законопроект подготовлен во исполнение плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденной Распоряжением Правительства от 28 декабря 2012 года № 2579-р), а также поручений Председателя Правительства Дмитрия Медведева по итогам встречи с членами общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 26 июня 2013 года.

 Изменения, предлагаемые к внесению в Закон о защите конкуренции, согласно данным Правительства РФ, в частности предполагают:

  • исключение из сферы действия антимонопольного законодательства отношений на трансграничных рынках;
  • включение агентского соглашения в сферу действия запретов антимонопольного законодательства на заключение «вертикальных соглашений»;
  • исключение возможности признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, если его доля не превышает 35% (за исключением случаев, предусмотренных законом, а также случая коллективного доминирования);
  • корректировку отдельных положений понятия «группа лиц»;
  • исключение из сферы антимонопольного регулирования действий хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, связанных с ущемлением интересов граждан и организаций, в случаях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • введение полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению правил недискриминационного доступа к товарам хозяйствующих субъектов, не осуществляющих естественно-монопольные виды деятельности, в случае выявления факта нарушения антимонопольного законодательства;
  • уточнение понятия «картель» путем включения в него действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих приобретение товаров на одном товарном рынке;
  • исключение из перечня запрещенных видов соглашений, ограничивающих конкуренцию хозяйствующих субъектов, соглашений о совместной деятельности, заключенных с предварительного согласия антимонопольного органа;
  • исключение из перечня допустимых соглашений (действий) соглашений о совместной деятельности, заключенных в целях совершенствования производства, технического, экономического прогресса либо в целях осуществления прямых инвестиций на территории Российской Федерации, и введение в отношении таких соглашений и действий предварительного согласия ФАС России;
  • уточнение особенностей заключения договоров с финансовыми организациями;
  • установление запрета на создание государственных и муниципальных унитарных предприятий без предварительного согласия ФАС России;
  • исключение положений, предусматривающих необходимость ведения реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35%;
  • создание в рамках ФАС России коллегиального органа для обобщения и разъяснения практики применения антимонопольного законодательства и пересмотра решений и (или) предписаний территориальных органов ФАС России;
  • введение обязанности по предоставлению сведений, содержащих налоговую тайну;
  • расширение сферы применения института предостережения и предупреждения за незначительные нарушения;
  • введение полномочий ФАС России о даче предварительного согласия на заключение хозяйствующими субъектами – конкурентами соглашений о совместной деятельности;
  • установление требований о проведении анализа рынка в объеме, необходимом для установления нарушений антимонопольного законодательства;
  • исключение из оснований для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства такого основания, как добровольное устранение нарушения и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;
  • устранение возможности одновременного наложения на нарушителя оборотного штрафа в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и выдачи предписания о взыскании в бюджет незаконно полученного дохода от нарушения антимонопольного законодательства;
  • введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях положений, предусматривающих смягчение административной ответственности лиц, содействующих расследованию антимонопольного нарушения.

Предполагаемые к введению ФАС России изменения в антимонопольное законодательство не нашли однозначного отклика экспертного и юридического сообщества. За время согласования проекта закона о внесении поправок было высказано немало как позитивных, так и негативных суждений о предлагаемых новеллах со стороны представителей крупного бизнеса, отдельные замечания экспертного сообщества были учтены антимонопольным ведомством в процессе подготовки акта. Так, в процессе согласования пакета поправок под воздействием позиции бизнес-структур были исключены положения о контроле за установлением тарифов, введении обязанности монополистов публиковать свои торговые практики и распространения антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность.